Меню

Руководство для пилотов любителей вертолетов Стив Спэрроу

Инструкция для пилотов вертолета

Настоящая инструкция по охране труда для пилота вертолета доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве пилота вертолета допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоением соответствующей группы.
1.2. Вертолет должен соответствовать классу пожаро- и взрывоопасной зоны, группе, категории взрывоопасных смесей и Правилам противопожарного режима в Российской Федерации.
1.3. Пилот вертолета обязан:
— знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, правила и нормы по охране окружающей среды, правила внутреннего трудового распорядка;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье;
— выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий.
1.4. Пилот вертолета должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.5. Пилот вертолета обязан выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ. Не допускается поручать свою работу другим работникам и допускать на рабочее место посторонних лиц.
1.6. В процессе работы на пилота вертолета могут негативно воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
— вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
— воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха;
— выступающие части вертолета и его оборудования;
— повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок);
— предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (штанги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески);
— выполнение работ вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери);
— острые кромки деталей, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов;
— электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;
— перемещаемые грузы во время погрузочно-разгрузочных работ в вертолете;
— падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
— повышенный уровень шума и вибрации;
— повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
— разряды статического электричества;
— недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
— возможный пожар и взрыв;
— психоэмоциональные и физические перегрузки.
— этилированный бензин.
1.7. Пилот вертолета должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании межотраслевых и отраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.8. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.9. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.10. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.11. Пилот вертолета должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить и отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.13. Пилот вертолета обязан немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств.
1.14. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для пилота вертолета. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед полетом пилот вертолета обязан пройти медицинский осмотр.
2.2. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. Надеть и застегнуть спецодежду. Волосы убрать под головной убор. Запрещается держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.3. Получить задание у непосредственного руководителя на выполнение работ, при необходимости пройти инструктаж.
2.4. Проверить наличие аптечки для оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения.
2.5. Ходить только по специально предназначенным для этого пешеходным маршрутам.
2.6. Во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося спецавтотранспорта, самоходного механизма могут быть не слышны.
2.7. Соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных и несущих винтов воздушных судов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним.
2.8. Перед предполетным контрольным осмотром вертолета необходимо убедиться:
— заземлен ли вертолет;
— в наличии упорных колодок под колесами шасси;
— в наличии средств пожаротушения около вертолета;
— в отсутствии на площадке около вертолета мелких камней и посторонних предметов, которые могут попасть в лопасти винтов или двигатели.
2.9. Убедиться в исправности стремянок и приставных лестниц.
2.10. Убедиться в надежной установке бортового трапа, исключающей возможность его самопроизвольного перемещения.
2.11. Перед заправкой вертолета топливом:
— проверить наличие заземления вертолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества;
— убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения около вертолета;
— проверить, выключены ли потребители электроэнергии за исключением приборов контроля заправки.
2.12. Во время заправки вертолета топливом запрещается:
— переключать бортовые аккумуляторы, подсоединять аэродромные источники питания;
— производить работы по радио- и электрооборудованию;
— выполнять на вертолете работы, связанные с искрообразованием, открытым пламенем, а также пользоваться открытым пламенем на расстоянии менее 25 м от вертолета.
2.13. Запрещается заправлять топливо в баки при работающих двигателях вертолета или нахождении его на расстоянии менее 25 м от других вертолетов или самолетов с работающими двигателями.
2.14. Если во время осмотра и проверки на холостом ходу обнаружены неисправности, препятствующие безопасной работе, к работе не приступать, доложить об этом мастеру или другому непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
3.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты.
3.5. Запуск двигателей только после готовности вертолета к полету, проведения контрольного осмотра вертолета и выполнения контрольной проверки перед запуском.
3.6. Перед запуском двигателей упорные колодки должны находиться под колесами шасси, а около вертолета и в зоне вращения несущего винта отсутствовали посторонние предметы и люди.
3.7. Максимальное количество людей на борту вертолета не должно превышать числа сидений, снабженных привязными ремнями.
3.8. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах должны быть пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями.
3.9. Руление вертолета разрешается на ровном и прочном грунте; по возможности пыльная площадка должна быть полита водой, а заснеженная площадка очищена от снега или укатана.
3.10. Для выполнения руления необходимо убедиться, что на пути руления нет никаких препятствий.
3.11. При рулении члены экипажа обязаны следить за окружающей обстановкой и предупреждать пилота вертолета о препятствиях.
3.12. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости должно выполняться на скорости, обеспечивающей своевременную остановку вертолета.
3.13. Скорость руления должна выбираться в зависимости от состояния грунта, направления ветра, обстановки и не должна превышать 30 км/ч. При рулении по снегу и пыли скорость руления не должна превышать 10 км/ч.
3.14. При неровном или вязком грунте, при глубоком или рыхлом снеге вместо руления следует выполнять подлет на старт или взлетать непосредственно со стоянки.
3.15. Пилот вертолета должен помнить о том, что при посадке на глубокий снег расстояние от земли до несущего винта уменьшается, что является опасным для пассажиров, которые высаживаются из вертолета.
3.16. Маневр на подцепку (отцепку) груза должен выполняться лишь после того как площадка будет хорошо просматриваться с висения.
3.17. Во время подцепки и подъема груза, при торможении перед зависанием, укладке и отцепке груза пилот вертолета должен пилотировать по командам бортмеханика, наблюдающего за процессом выполнения работ.
3.18. Во время выполнения работ бортмеханик должен находиться у открытой входной двери или люка в полу грузовой кабины, а при отсутствии люка – в районе грузовых створок при снятом уголке грузовой створки и с помощью СПУ информировать пилота вертолета о «поведении» груза и состоянии тросовой подвески и электрозамка.
3.19. Для предупреждения возможного падения из входной двери или люка во время выполнения работ бортмеханик должен использовать предохранительный пояс при этом поводок пояса должен быть прицеплен карабином к силовым элементам вертолета (швартовочным кольцам на полу грузовой кабины и т.п.).
3.20. Для обеспечения безопасности бортмеханика люк тросовой внешней подвески, расположенный в полу грузовой кабины, должен иметь защитное ограждение.
3.21. Во избежание случаев травмирования глаз и рук, бортмеханик при работе внешней подвеской должен пользоваться защитными очками от пыли и снега, a при работе с тросом – рукавицами.
3.22. Полеты вертолета на высоте более 4000 м должны выполняться с использованием экипажем кислородных приборов; при пользовании кислородным оборудованием следует помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров; поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.
3.23. При рулении, в режиме висения и полета открывать верхний люк для осмотра винтомоторной группы запрещается.
3.24. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.25. Курить, принимать пищу на рабочем месте запрещается.
3.26. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.27. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.28. Содержать в порядке и чистоте рабочее место.
3.29. Эксплуатацию гидроподъемника производить в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя.
3.30. Во время работы работник должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

Читайте также:  Устройство и схема отопителя печки ВАЗ 2110 2111 и 2112

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При появлении неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя, немедленно остановить оборудование.
4.3. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, аппаратчик мыловарения должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.4. Если во время заправки вертолет будет облит топливом, запуск двигателей можно производить не ранее чем через 10-15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности вертолета и места его стоянки.
4.5. При возникновении пожара в вертолете на земле немедленно сообщить о возгорании и начать эвакуацию пассажиров. При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
4.6. В полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени необходимо немедленно приступить к поиску и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств, а также доложить об этом руководителю.
4.7. При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
4.8. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112. По возможности сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео. Сообщить своему руководителю и специалисту по охране труда.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Загрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров должны осуществляться при остановленных двигателях.
5.2. При высадке людей при работающих двигателях вертолета люди должны отходить от вертолета по команде члена экипажа, оставаясь в поле зрения командира; подходить к вертолету можно с этого же направления в сопровождении члена экипажа.
5.3. Не находиться вблизи вращающегося рулевого винта.
5.4. Снять спецодежду и другие СИЗ, осмотреть привести в порядок и убрать в специально отведенное место. При необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ.
5.6. Сообщить своему руководителю обо всех нарушениях и замечаниях, выявленных в процессе работы, и принятых мерах по их устранению.
Скачать Инструкцию

Источник

Руководство для пилотов любителей вертолетов Стив Спэрроу

Опубликовано от May 6, 2012 в Литература

Это руководство было написано известным инструктором, пилотом Стивеном Спэрроу, вышло в свет в 1999 году в Новой Зеландии, несколько раз переиздавалось, и с тех пор является одним из основных пособий в процессе подготовки пилотов-любителей вертолетов в Великобритании и многих странах Европы.

Стоимость «Руководства для пилотов-любителей вертолетов» Стивен Спэрроу – 2400 руб.

У этого руководства много особенностей. Описания упражнений с оптимально подобранными картинками и текстом, лаконично вписываются в страничный формат, для объяснения аэродинамических процессов и придания большей наглядности используется выделение цветом, как в рисунках, так и в тесте.

Автор не ставил задачу сделать руководство исчерпывающим и окончательным. Не было попытки охватить всю полноту тем (технические аспекты, навигация, метрология, радиообмен, принципы полета и т.п.), которые и так замечательно описаны в других изданиях. Сюда включены лишь основы, которые, изучают студенты во время упражнений и летной практики по британской программе обучения.

Некоторые объяснения принципов и возникающих эффектов описаны достаточно детально. Студенты отличаются тем, как они учатся. Одни сразу переходят к заключению, как работают в вертолете физические законы, и считают, что этих знаний достаточно с точки зрения безопасности полетов, другие стремятся разобраться, почему происходит так, а не иначе. Это пособие написано для всех.

После того как первое издание было написано, и копии были возвращены консультантами с драгоценными пометками, автор осознал, насколько обучение полетам на вертолете отличается даже в общих рамках.

Стало ясно, что сделать это пособие идеальным, подходящим к стилю каждого инструктора, невозможно. Инструкторы очень индивидуальны в форме обучения и предпочтениях. Мнения и методы обучения сильно отличаются, ни одни из них не являются правильными или не правильными, они просто различны.

Избегая превращения пособия в многотысячный трактат, автор сократил его объем до 130 альбомных страниц, оставив лишь самое общее.

Данное руководство предназначено как в помощь инструкторам, так и студентам-пилотам, обеспечивая их памятками упражнений (может быть на годы вперед) после того как пилотские лицензии будут получены.

Читайте также:  Estel Princess Essex 10 16 Светлый блондин пепельно фиолетовый Полярный л д

В основе руководства заложен опыт полетов на вертолете Robinson R22 — самом распространенном для обучения во всем мире. Тем не менее, подавляющее большинство тем значимо и для всех легких поршневых вертолетов. Конечно, между ними существуют отличия, но помните, что это пособие – обобщение бесконечной темы, главным лейтмотивом которой является летное мастерство и безопасность полетов.

Источник

Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова

Сколько времени и денег нужно, чтобы научиться управлять самолетом, как проходит подготовка перед полетом, что входит в обязанности командира корабля и что будет, если пассажиры не отключат мобильную связь на борту. URA.RU разбирается вместе с пилотом «Уральских авиалиний», Героем России Дамиром Юсуповым.

— Для многих профессия пилота — мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»?

— Я родился в Игарке (Красноярский край), с малых лет пропадал на аэродроме — папа с мамой часто брали с собой. С детства мечтал стать вертолетчиком! Отец много лет отлетал на вертолете. Он окончил училище, служил в армии, собирал ступени ракет в Казахстане, потом переучился на гражданского пилота и вместе с мамой уехал по распределению на север, в Игарку. Начинал на Ми-4, потом появился Ми-8 — любимая папина машина. Со временем стал командиром эскадрильи. Мама была фельдшером в аэропорту. Наверное, с этого и началась моя мечта…

А почему вы стали пилотом только в 32 года?

— В 11-м классе думал, пойду в местное военное вертолетное училище, но медкомиссия в военкомате забраковала по зрению. Может, не выспался или весенний авитаминоз виной, но мне сказали: «Об авиации даже не мечтай!» Переживал сильно. После школы — юридический колледж, служил механиком-водителем танка Т-72 на полигоне в Троцком. Женился, родились два сына, совсем иная жизнь. Заочно окончил юридический факультет Чувашского университета, работал в фонде ипотеки при администрации города, параллельно читал про авиацию… Нашел книгу Василия Ершова «Раздумья ездового пса». Это воспоминания командира Ту-154, где он сравнивал работу экипажа с оркестром. А командир — дирижер… Прочел книгу и опять начал переживать, что зря отрекся от мечты.

В советское время тех, кто старше 23 лет, в летные училища не брали. Я перерос контрольный возраст, попрощался с мыслью о небе. А потом узнал, что ограничения сняты. После развала СССР авиацию, грубо говоря, зарубили, а в нулевые годы гражданский флот начал подниматься, а пилотов-то нет. И вот однажды все совпало: прочел книгу Ершова, сходил на авиашоу в Сызрани, где чудеса в воздухе показывали «Беркуты», «Стрижи», и решил поступать в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Подумал, если не пройду, хотя бы буду знать, что попробовал.

Помните, когда впервые сели за штурвал?

— В Бугуруслане. В училище летали на Ан-2. Свой первый полет запомнил на всю жизнь. Даже не верилось, что сам управляю самолетом.

Управлять самолетом сложно?

— Первостепенная задача, которая ставится перед пилотом на этапе обучения — научиться летать. Если пилот не умеет летать, а хорошо управляется с оборудованием в самолете, то это не пилот. Такому за штурвалом не место. При освоении новой техники трудности могут возникнуть с оборудованием, но никак не в управлении самолетом. И если на этот вопрос будет отвечать настоящий пилот, он ответит: «Управлять самолетом несложно!»

Как стать пилотом?

— Наличие среднего специального образования достаточно, чтобы летать на самолете, но в большинстве случаев — на воздушных судах малой авиации. Чтобы сесть за штурвал многотонной машины, стать командиром, необходимы более расширенные знания, которые можно получить только в рамках программы высшего образования.

Где учиться и сколько это стоит?

— Существует два высших авиационных университета — в Санкт-Петербурге и Ульяновске, а также несколько средних учебных заведений в Бугуруслане, Омске, Красноярске, Сасове. На среднее авиационное образование уйдет почти три года, на высшее — пять лет. Если по какой-то причине кандидат не смог поступить на бюджет, обучение в среднем авиационном заведении обойдется не менее чем в 2,5 млн рублей.

А девушек берут?

— В настоящий момент в летное училище берут юношей и девушек.

Каковы требования к абитуриентам летных училищ?

— Человек, который собирается связать свою жизнь с авиацией, в школе должен учиться без троек. Авиация является узкоспециализированной отраслью, особое внимание уделяют знанию точных наук и физической подготовке. Чтобы представить себе, какое здоровье должен иметь абитуриент, можно провести аналогию с прохождением медкомиссии в военкомате. Если ни одного диагноза нет, абитуриент проходит медкомиссию без проблем.

Что делать после получения диплома? Как устроиться в крупную авиакомпанию?

— Мало сказать: «Получение диплома». Курсант должен получить еще свидетельство летного специалиста. На сайтах многих авиакомпаний есть раздел «Вакансии». В данном разделе на сайте «Уральских авиалиний», нужно заполнить электронную анкету, прикрепить необходимые документы. Затем анализ заявки и, если кандидат подходит, его приглашают на собеседование в Екатеринбург или Москву.

Собеседование проходит в три этапа: проверка документов, проверка знаний по профильным предметам, прохождение медкомиссии. «Уральские авиалинии» ни на шаг не отстают от мировых крупных авиаперевозчиков, в том числе в выставлении требований к подготовке летного состава. Если же говорить кратко о входных требованиях, то это:

— наличие профильного образования и свидетельства пилота РФ

— знание английского языка не ниже 4 уровня по шкале ИКАО

— превосходное знание профильных предметов

— несомненно приветствуется опыт

Как вы попали в «Уральские авиалинии»?

— Диплом получил в 2013 году и направил резюме в разные авиакомпании. Долго не отвечали. Возраст солидный, опыта практически никакого, желающих много. В сентябре все же пригласили на собеседование в «Уральские авиалинии». Прошел обучение в авиакомпании, начал летать. Четыре года в качестве второго пилота, прошел командирский конкурс, сдал зачеты, попрактиковался на тренажерах. После уже выступил в роли командира-стажера. Сидел в левом кресле, а справа — инструктор. Вопрос ведь не только в пилотировании, но и в принятии решений. Надо научиться мыслить по-командирски, отвечать за всех и все.

За что отвечает командир судна?

— Нет такого пункта, за который бы командир не нес ответственности. Первостепенно это ответственность за безопасность членов экипажа, пассажиров и груза на борту. Также командир отвечает за эксплуатацию воздушного судна. Он соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила тех государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты.

15 августа 2019 года всю Россию потрясла новость о посадке самолета при наборе высоты с двумя неисправными двигателями. На борту находились 233 пассажира, все остались живы. Какие есть риски в этой профессии?

— Быть пилотом — опасная профессия. Это надо понимать. Пилот отвечает за жизни людей и право на ошибку у него нет. В авиации всегда желают друг другу, чтобы количество взлетов равнялось числу посадок. Я ни в коем случае не хотел никакого героизма. В первые моменты мысли были только о самолете. Смотришь на лайнер, становится страшно неприятно, что он в поле. И такие серьезные повреждения. Для людей это радость, что все завершилось благополучно, но у меня был стресс.

Не было ли у вас страха, что вас выставят виноватым в этой ситуации?

— Не скрою, внутри было напряжение, но приехали представители «Уральских авиалиний» и сказали, что все нормально, главное — пассажиры живы. У нас в стране не так много авиационных происшествий, но если они есть, то, как правило, связаны с большим числом жертв. А тут вроде как более-менее благополучно закончилось. Хотя жалко, что самолет пострадал и не получилось вернуться на аэродром. Это не чувство вины, но мне жалко самолет. Он нас, грубо говоря, спас. На нем сработали автоматы защиты.

Ступени в карьере — куда расти?

— Путь начинается в качестве второго пилота. Затем становятся командирами, пилотами-инструкторами. Если у пилота есть управленческие способности, то есть шанс занять руководящую должность в летном отряде. Развивать эту тему можно до министерства транспорта. Есть и те, кто останавливаются на достигнутом, поскольку их все устраивает — приходят вторыми пилотами, ими же уходят на пенсию.

Читайте также:  Авегра БИОКАД инструкция по применению дозы состав описание побочные действия противопоказания

Как часто вы летаете? Есть ли деление на внутренние и международные рейсы?

— Рабочий день может начаться и закончиться в любое время суток. Налет в месяц от 70 до 80 часов. Рейсы бывают длинные, средней продолжительности и короткие. Отдел планирования авиакомпании распределяет их равномерно среди летного состава. В среднем получается три-пять выходов на работу в неделю.

Квалификация наших пилотов позволяет выполнять полеты по любым направлениям, в разных климатических зонах — будь то жаркий Дубай или тропический Бангкок, горный Душанбе, суровый северный Норильск или полет в одни из самых загруженных хабов мира — Париж или Франкфурт-на-Майне.

Какие процедуры проходите перед полетом?

— Рабочий день пилота начинается с прохождения контроля состояния здоровья, знакомства с экипажем, проверки документов, анализа погоды и принятия решения на вылет. Дальше командир проводит предполетный осмотр воздушного судна, проверку технической документации. Второй пилот готовит кабину к полету. По прибытии на борт командир проводит с бортпроводниками брифинг, делает контрольный опрос знаний. Затем в кабине пилотов проводит брифинг со вторым пилотом о предстоящем полете, получает информацию о загрузке судна, а дальше — приветствует пассажиров и начинает полет. Если же рейс международный, то все члены экипажа еще проходят пограничный и паспортный контроль.

Пассажиров просят выключать телефон во время полета. Пилот поступает также?

— Телефон обязательно выключаю с момента закрытия входных дверей воздушного судна. Включаю только после прибытия. Пассажиров просят следовать этому правилу, поскольку электромагнитное излучение от телефона может повлиять на работу радионавигационного оборудования воздушного судна. Например, пилот в наушниках может услышать лишь тональный треск и не сможет разобрать команды диспетчера. Будет считаться, что связь потеряна, и воздушное судно, согласно процедуре полета без радиосвязи, вернется на аэродром вылета. Неприятная ситуация.

Взлет и посадка всегда выполняются вручную, а в остальное время — автопилот? Многие думают, что пилоты просто нажимают кнопку и занимаются своими делами…

— Взлет всегда выполняется вручную, посадка — в зависимости от метеоусловий. Если на аэродроме они удовлетворительные, то посадка выполняется вручную, если же присутствует туман, выполняется автоматическая посадка. Весь остальной полет идет под чутким руководством автопилота, а пилот вносит ему команды на исполнение. Компьютер компьютером, но его нужно контролировать. Не зная, как все устроено, невозможно распознать, когда ситуация начинает выходить из-под контроля.

До какого возраста можно летать?

— Федеральные авиационные правила не ограничивают по возрасту, но есть уйма других ограничений. Мало кто дорабатывает до 65 лет, но пилоты всегда могут найти себе место в авиационной сфере. Многие уходят в учебные центры в качестве преподавателя или инструктора на тренажере.

Дайте, пожалуйста, напутственный совет будущим летчикам.

— Кто не любит авиацию, в эту профессию не приходит — здесь не бывает случайных людей. Поэтому все просто. Хорошо учиться в школе, заниматься спортом, беречь здоровье. При поступлении в летное училище — быть настойчивым. Если не получилось поступить с первого раза — не сдаваться и повторить попытку позже.

Куда привели мечты

Как выбрать профессию будущего?

Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет

Как стать режиссером и снять кино?

Советы от профессионалов из Екатеринбурга

Как похудеть на 25 кг и больше?

Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья

Как стать звездой Tik-Tok

Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков

Как стать примой-балериной

Советы от японки, которая покорила Екатеринбург

Как стать спасателем МЧС

О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует

Как стать фрилансером и много зарабатывать

Профессии, которые нужно освоить

Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира

Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman

Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым

Даже небольшая зарплата — не проблема

Как стать олимпийским чемпионом

Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина

Как стать благотворителем без денег

Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами

Как сделать мегаполис комфортным и современным

Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города

Как открыть собственную галерею и заработать на этом

Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»

Как запустить собственный бренд

Инструкция от тех, кому это удалось без вложений

Как выиграть денежный грант

От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»

Как стать влиятельным чиновником

История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России

Как стать ведущим шоу «Орел и решка»

Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга

Как стать блоггером-миллионником

Популярность без больших вложений от Маши Зум

Как открыть свой ресторан

Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга

Как дешево путешествовать по миру

Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом

Как стать крутым адвокатом

История самого популярного защитника в Екатеринбурге

Покрас Лампас: как стать художником

Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова

Как стать профессиональным гонщиком

Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина

Как заработать миллион рублей на концерте Монатика

Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга

Как стать успешной моделью

Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?

Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»

С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств

7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде

Велотур мечты по Европе доступен почти каждому

Как стать стюардессой

История девушки, которая работает в самолете с 18 лет

Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню

А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки

Как стать продюсером

Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля

Как набрать 100 баллов на ЕГЭ

Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников

Как устроиться на работу в Facebook

Четыре совета от программиста из международной компании

Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция

Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза

Источник



Сызранское

ВВАУЛ — филиал ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Предыдущий выпуск

Вверх

Учебные пособия

Это все, что удалось собрать в интернете по расчету на таких древних предметах обихода настоящего пилота — НПЛ-М, Ветрочете, ключи на НЛ-10.

Ромасевич В.Ф. — Аэродинамика и динамика полета вертолетов (1982)

Вертолетом называется летательный аппарат, способный к вертикальным взлету и посадке, подъемная сила которого создается одним или несколькими несущими винтами (НВ). Эта удивительная винтокрылая машина уверенно вышла на воздушные Просторы 35—40 лет назад, но очень быстро завоевала всеобщее признание. Замечательные летные качества вертолетов сделали их подлинными тружениками неба и вместе с тем грозным боевым средством. Создание современных вертолетов с высокими летно-техническими характеристиками было бы невозможно без должного развития аэродинамики и динамики полета вертолетов.

Аэродинамикой называется наука, раскрывающая законы движения воздуха (газов) и его силовое воздействие на поверхности движущихся (обтекаемых воздухом) тел. Тем самым аэродинамика позволяет получать исходные данные для анализа условий полета летательных аппаратов.

Динамика полета — раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в воздухе. Динамика полета позволяет по известным силам и их моментам, действующим на вертолет, определить траекторию полета и закон движения, и наоборот, по заданной траектории и закону движения определить потребные силы и моменты. Величина и направление аэродинамических сил и, следовательно, характер движения вертолета, зависят от действий летчика по управлению вертолетом. Поэтому динамика полета позволяет ответить, каково будет движение вертолета при том или ином законе управления, осуществляемом летчиком, и наоборот, .каков должен быть закон управления для выполнения заданного движения вертолета. Следовательно, динамика полета дает теоретические основы для разработки техники пилотирования вертолета.

Практическая аэродинамика вертолета — прикладная часть аэродинамики и динамики полета, а также теории авиадвигателей и систем управления. Она рассматривает явления и процессы, протекающие на всех этапах полета, знание которых необходимо летчику для сознательного освоения техники пилотирования конкретного вертолета, овладения его безаварийной эксплуатацией, для наиболее пблного использования боевых возможностей аппарата.

Источник