Организация работы во время диктанта

Организация работы во время диктанта.

Колледж геодезии и картографии МИИГАиК

Методический кабинет « 11 » сентября 2014 г. Рег. № 1648

Методические рекомендации

По подготовке к письменному экзамену по русскому языку (диктанту)

для студентов 1 курса всех специальностей

среднего профессионального образования

(базовый уровень)

Одобрено Предметно-цикловой комиссией «Общеобразовательных, математических и естественно-научных дисциплин» Председатель ______________ Слижевич Т.В. Составлено в соответствии рабочей программой дисциплины «Русский язык» для студентов 1-х курсов всех специальностей Зам.директора по МР __________Воскресенская О.В.

Автор: Куликова Т.Г., преподаватель Колледжа геодезии и картографии

Рецензент: Демина С.В., преподаватель Колледжа геодезии и картографии

Пояснительная записка

Уважаемые студенты 1 курса!

Письменный экзамен по русскому языку – один из самых коварных, и не только из-за известной истины: что написано пером, того не вырубишь топором. Основная причина в том, что многие и многие студенты, к сожалению, не только неграмотно пишут и не имеют навыков самостоятельной подготовки к экзамену.

В этом пособии не рассматриваются вопросы орфографии и пунктуации, потому что они хорошо изложены в учебных пособиях по русскому языку, указанных в списке литературы в конце пособия.

Главная задача данных методических рекомендаций состоит в следующем:

· помочь правильно организовать свои действия во время диктанта,

· информировать о нормах оценки контрольных диктантов, которыми руководствуются преподаватели при проверке экзаменационных работ,

· предложить тренировочный материал для самостоятельной подготовки к экзамену.

Успехов вам, дорогие первокурсники!

Организация работы во время диктанта.

Несколько полезных советов.

1. Прежде всего – не торопитесь!

Преподаватель обязан прочитать текст диктанта 3 раза: первый раз — для общего ознакомления с текстом, второй раз – непосредственно диктуя каждое предложение по отдельности и третий раз – в целях проверки. Поэтому во время первого чтения постарайтесь уловить общую структуру текста, его стилевую принадлежность (художественный, научный, публицистический), характер лексики и синтаксиса. Полученные вами впечатления помогут принимать решение о написании тех или иных конструкций. В процессе непосредственной диктовки каждое предложение сначала читается целиком, а затем диктуется по частям. Обязательно прослушайте предложение в целом и не беспокойтесь – вы все успеете записать. Помните о ценности целого впечатления!

2. Проверять написанное лучше всего три раза.

Первую, черновую, проверку вы проведете во время окончательного зачитывания текста, причем особое внимание обращайте на паузы и интонацию преподавателя. Вторую, наиболее основательную, проверку рекомендуем осуществлять, обращая внимания на самые горячие точки правописания, в которых традиционно допускается наибольшее количество ошибок. Перечислим эти «ошибкоопасные» места.

1. Сомнительные гласные:

· безударные гласные в корне;

· гласные, чередующиеся в корнях (ГАР – ГОР, ЛОЖ – ЛАГ и т.д.);

· соединительные гласные в сложных словах;

· гласные после Ц и шипящих;

· гласные в окончаниях существительных, прилагательных и наречий;

· гласные в приставках РАЗ(РАС) и РОЗ(РОС), а также ПРЕ и ПРИ;

· И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный;

· И, О и Е в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов;

· ЕШЬ и ИШЬ в форме 2-го лица единственного числа глаголов 1 и 2 спряжений;

· УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) в форме 3-го лица множественного числа глаголов 1 и 2 спряжений;

· ЕТЕ в изъявительном наклонении глаголов 1 спряжения и ИТЕ в повелительном наклонении глаголов 1 спряжения и у глаголов 2 спряжения;

· УЩ(ЮЩ) и АТ(ЯТ), а также ЕМ и ИМ в причастиях, образованных от глаголов 1 и 2 спряжений

2. Сомнительные согласные:

· глухие, звонкие и непроизносимые согласные;

· З и С в приставках;

· К и СК в суффиксах;

3. Мягкий знак в следующих местах:

· окончание инфинитива и повелительного наклонения глагола, а также формы 2-го лица единственного числа;

· окончание существительных 3-го склонения;

· Ь перед суффиксом СК.

5. Слитно? дефис? раздельно?

· сложные и сложносокращенные слова;

· прилагательные, образованные из двух слов;

· особое внимание обратите на наречия;

6. Знаки препинания внутри простого предложения:

· тире между подлежащим и сказуемым;

· пунктуационное оформление однородных членов;

· запятая и ее отсутствие перед союзом КАК;

сравнительных и пояснительных членов;

вводных и вставных членов.

7. Знаки препинания внутри сложного предложения:

· в сложносочиненном предложении;

· в сложноподчиненном предложении;

· в бессоюзном предложении (здесь могут встретиться, кроме запятых, и двоеточие, и тире);

· в предложении с разными видами связи.

8. Прописная или строчная буква?

9. Оформление прямой речи и цитат.

И, наконец, прочитайте написанное в третий раз, стараясь охватить весь текст в целом и получить от него единое впечатление. Если ничто не задержит вашего внимания, смело несите работу преподавателю – вы сделали все, что могли.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

Источник

Как писать диктант без ошибок

Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.

Прокачивай свою грамотность

Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.

Читайте также:  Заведующий аптекой должностная инструкция профстандарт

Читай классику художественной литературы в печатном варианте, так как в электронном могут быть ошибки

Тренируйся писать диктанты дома

Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле п о запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка.

И написать диктант на отлично будет не так сложно.

Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом

Во время диктанта держи ушки на макушке

Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, заполнишь, проверяя весь текст. А з аписывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.

Помни про правила орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.

Тетрадь соседа — ненадёжный советчик, тем более тебе нужно самостоятельно научиться писать диктанты без ошибок. Впереди же выпускные экзамены и ЦТ по языку

В диктанте не ищи ошибок там, где их нет

Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию.

Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. В белорусском языке есть одна оговорочка, касающаяся написания у и ў. Не спеши начинать слово с ў, даже если предыдущее слово оканчивается на гласный: убедись, что перед ним не надо ставить знак препинания.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Приложив усилия, ты научишься писать диктант без ошибок и сможешь получать высокие отметки.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Источник

Диктант по русскому без ошибок

Писать под диктовку сложно. Это хорошо известно даже ученикам начальных классов. Такую форму проверки знаний боятся школьники и студенты. На самом деле нет ничего страшного. Главное – правильно подготовиться и знать, на что обращать внимание на уроке (паре). Чтобы контрольные работы по русскому языку больше не портили показатели успеваемости, предлагаем поговорить о том, как научиться правильно писать диктанты.

Основные рекомендации

Не существует секрета, позволяющего быстро научиться писать диктанты по русскому языку без ошибок. Это длительный и тяжелый труд. Чтобы справиться с заданием, нужно воспользоваться рекомендациями опытных преподавателей. Они советуют:

  1. Много читать. Не зря школьная программа предусматривает изучение огромного количества литературы. Это тренирует зрительную память. Человек визуально запоминает написание тех или иных слов. Лучше отдавать предпочтение классике. Там используется «чистый» русский язык. В современных печатных изданиях иногда встречаются ошибки.
  2. Изучать правила. Учиться никогда не поздно и не стыдно. Решили заняться подготовкой к диктанту в университете? Загляните в школьный учебник, повторите правила. Это поможет лучше справиться с заданием.
  3. Переписывать страницы книг. Такой способ подготовки требует значительных затрат времени. Его выбирают выпускники школ, которые готовятся к поступлению в ВУЗы.
  4. Выполнять упражнения. Не зря школьная программа предусматривает выполнение такого вида заданий. Упражнения помогают применять на практике выученные правила.
  5. Проводить занятия в паре. У людей не может быть одинаковый уровень знаний языка. Кто-то силен в грамматике, а кто-то в орфографии. Парные занятия более эффективные. В процессе общения будет вестись диалог, и оппоненты смогут поправлять друг друга.

Чтобы быть наверняка уверенным в правильности написания слов, нужно приобрести орфографический словарь. Он поможет развеять сомнения в спорных ситуациях.

Можно также завести словарь своих трудных слов и вписывать туда те, которые не получается запомнить.

Написание диктанта на уроке

Написание диктанта на уроке (паре)

Выполнение любой контрольной работы – стресс для ученика или студента. Можно так разволноваться, что забыть даже то, что знал. Поэтому главный совет перед началом написания – полное спокойствие. Далее нужно:

  1. Внимательно слушать преподавателя. При первом чтении не надо делать заметки, а просто следить за интонацией, отмечать мысленно, где и какой понадобится знак препинания.
  2. Писать не спеша. Учитель дает достаточно времени для написания текста.
  3. Не останавливаться на сложных моментах. Их можно будет обдумать при проведении проверки.

Внимание и сосредоточенность помогут реализовать все полученные ранее знания и хорошо написать диктант.

Во время проверки рекомендуется не спеша перечитать каждое слово «про себя». Это поможет выявить не только ошибки, но и описки.

Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!

Просто заказать курсовую работу на фриланс-бирже «Напишем» со 100% гарантией ее сдачи — и будет вам счастье 🙂

Источник

Диктант в практике учителя русского языка

04 декабря 2017 • 03:00

Читайте также:  Daewoo KOR 616T Operating Instructions Manual

От пользователя сайта Е. пришло письмо, которое подвигло меня написать эту статью. Цитирую: «В методических разработках к УМК Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? И еще. Я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30 % слов из будущего диктанта). Но на методобъединении коллеги раскритиковали эту методику».

Здравый смысл подсказывает: на уроке полезно делать всё, что даёт результат (конечно, морально приемлемое и физически возможное). Но иногда эту простую мысль приходится с трудом доказывать вышестоящим коллегам. Попробую помочь с аргументами для таких споров.

Лично я пропагандирую такой подход: сначала надо показать много раз правильные варианты, а потом спрашивать. Я разделяю диктанты на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается орфографически, и(или) дети получают список самых сложных слов, и(или) получают на дом несколько текстов, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам следует отнести предупредительные диктанты и комментированное письмо. При такой организации работы учащиеся вынуждены обратить внимание на сложные слова.

Когда сделано всё возможное для освоения темы или группы словарных слов, можно дать контрольный диктант. Но там уже никаких подсказок.

Так получается, что контрольный диктант — это вершина айсберга, а под водой остаётся никому, кроме вас, не видимая работа. Большая часть диктантов проводится именно для тренировки грамотности, а не для проверки. И это следует чётко прописывать в конспектах урока и отчётах разного рода. Тогда и претензий не будет.

Коль скоро сегодня зашла речь о диктантах и их видах, остановлюсь на каждом из них.

Виды диктантов

Виды диктантов по целям работы:

  • тренировочный диктант (цель — научить),
  • предупредительный диктант (цель — помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
  • контрольный диктант (цель — проверка и навыков знаний для оценки).

Виды диктантов по материалу:

  • словарный,
  • диктант из предложений,
  • текстовый.

Виды диктантов по формам работы:

  • списывание (самодиктант),
  • зрительный диктант,
  • диктант с предъявлением слов,
  • диктант с орфографическим чтением,
  • объяснительный диктант,
  • творческий диктант,
  • диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов (шансовая работа),
  • диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем,
  • диктант с дополнительным заданием,
  • классический диктант.

Остановимся на некоторых видах диктантов.

Как провести тренировочный диктант с предъявлением сложных слов?

Проведение такой работы опирается на пословицу «Пока гром с неба не грянет, русский мужик не перекрестится». Ученики наши в большинстве своём не начинают учить заданный материал до последнего момента. Зато прямо перед контрольной, а тем более во время неё они впитывают информацию, как губка. Мы не можем повлиять на этот процесс, но можем его возглавить и организовать якобы контрольную работу с подсказками. Смысл такого диктанта в том, чтобы учащиеся обратили пристальное внимание на написание определённых слов. Например, слов на одну тему. Пока текст диктанта читается первый раз, дети видят самые сложные слова из этого текста. Хочешь заработать лёгкую пятёрку — запоминай слова. Разумеется, такой диктант должен быть насыщен опасными местами. Лучше всего составить его специально.

Диктант как шансовая работа

Ещё один шанс исправить отметку по русскому языку мы можем дать ученикам, используя диктант с предварительной домашней подготовкой. Этот метод постоянно использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5». На дом дети получают пять сложных текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку. Можно сказать, что это игра в поддавки, однако результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получают задание в зоне ближайшего развития, они не проигнорируют такое задание «потому что все равно ничего не смогут выучить», а будут готовиться и хоть что-нибудь запомнят. А возможно, выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если они вызубрят эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов. Возможно, что кто-то вникнет и в объяснение.

Диктант с орфографическим чтением

Такие диктанты мы используем на тренингах грамотности, но подобную работу легко организовать и в рамках обычных уроков русского языка. Тут главное давать задания регулярно, то есть не просто иногда для разнообразия, а не реже раза в неделю. Работать можно модулями: например, встраивать в урок блоки с орфографическим чтением и диктовкой в течение одной четверти, чтобы проработать 10 — 12 текстов, потом сделать перерыв на несколько месяцев.

Комментированное письмо (или объяснительный диктант)

Этот вид диктанта в особом представлении не нуждается. Но всё же опишу его кратко для полноты картины.

Комментированное письмо полезно проводить на этапе закрепления одного или нескольких правил. Родители часто жалуются, что вот, мол, ребёнок все правила выучил, а ошибки не исчезли. Это все потому, что с ребёнком не проводились объяснительные диктанты. Знания сами по себе в навык не превращаются. Необходим длительный этап письма с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.

Если мы говорим об орфографии, начинать стоит со словарных диктантов. Зная правило, учащиеся без особого труда пишут отдельные слова на это правило. Если дети комментируют написанное по очереди, слабые ученики многократно услышат объяснение сильных и сами все постепенно поймут. И, что немаловажно, смогут тут же применить полученные знания при написании следующего набора слов. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.

Когда отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов дети будут уверенно писать и объяснять верно, можно перейти к диктовке фраз и предложений до 8 слов. Это серьёзно усложняет задачу. Во-первых, придётся вычленить слова на изучаемое правило из текста, во-вторых, попадутся слова и на другие правила. Поэтому ошибок станет больше.

Как только группа перестанет делать ошибки на этом этапе, начинайте диктовать длинные предложения. И только потом можно переходить к текстовым диктантам. Прорабатывая текст, предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее предложение. Если во время объяснения будет много ошибок, проработанный текст полезно продиктовать ещё раз целиком.

Читайте также:  Аппарат для приготовления сладкой сахарной ваты Cotton Candy Maker

Для объяснения годится простой план: какая часть речи, какая часть слова, как пишем, почему.

Не все считают полезным проводить такие диктанты. Если вы придерживаетесь принципов развивающего обучения, возможно, в вашу систему комментированное письмо и не впишется.

Организация контрольного диктанта

Контрольный диктант покажет истинный результат вашей работы. Проводить такие диктанты имеет смысл только после полного закрепления правила или группы правил. Не стоит устраивать контрольные мероприятия только потому, что закончилась четверть или в журнале не хватает отметок. Если вы сами уверены, что большая часть группы уже освоила пройденный материал, убедитесь в этом, проведя контрольный диктант.

Перед контрольным диктантом разумно провести генеральную репетицию — предупредительный диктант. По организации такой же диктант, как контрольный (и того же уровня сложности), только отметка не идёт в журнал. Что-то вроде пробного экзамена.

Перед контрольным диктантом не даётся никаких текстов или слов на дом, во время диктанта — никаких объяснений и подсказок. Желательно даже по возможности рассадить учащихся по одному и изъять телефоны.

Если диктанты других видов можно провести за 15 — 20 минут, на контрольный диктант отводится отдельный урок, так как все надо делать по правилам: прочитать текст целиком, затем диктовать, читая каждое предложение по два раза (сначала для ознакомления, затем для письма), после диктанта текст надо прочитать целиком ещё раз для проверки, 10 минут на самостоятельную проверку. Если есть грамматические задания, нужно время и для их выполнения.

Разновидностью контрольного диктанта является так называемый срез фактической грамотности. Это словарный диктант, в который входят слова на все орфограммы (не на пройденные, а вообще на все). По срезам фактической грамотности удобно отслеживать динамику работы. Выполняя несколько раз в год однотипные задания, дети видят, что в результате работы на уроках русского языка они начали писать грамотнее.

Источник

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА
консультация (2, 3, 4 класс) на тему

Николайчик Валентина Михайловна

Методика проведения контрольного диктанта.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_provedeniya_kontrolnogo_diktanta.docx 16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия .

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или «подлавливающим» ученика.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Контрольный (проверочный) диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА

  1. Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.
  2. Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.
  3. В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.
  4. Медленно и выразительно прочитывает весь текст , предлагаемый для диктанта. Цель прочтения: определение смысловых частей текста (при диктовке учитель не предупреждает учащихся о “красной” строке, если таковое специально не оговаривается в инструкции по проведению контрольной работы)
  5. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям . Каждое предложение учитель диктует два раза подряд : первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Примечание: нумерация предложений учителем не указывается.
  6. Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.
  7. В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются , в том числе и при произношении слов.
  8. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения .
  9. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.
  10. Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока . Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.
  11. После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу .
  12. Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector