О порядке предоставления размещения кредитными организациями денежных средств и их возврата погашения

Содержание
  1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»
  2. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд
  3. Инструкция о порядке предоставления размещения банками
  4. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)
  5. Приложение к Положению «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 года N 54-П
  6. Новые правила выдачи кредитов утверждены Нацбанком Беларуси
  7. Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О порядке бухгалтерского учета операций по погашению ссудной задолженности»

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30544

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1 — приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел Российской Федерации

В. Колокольцев

Министр обороны Российской Федерации

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

А. Бортников

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Директор Федеральной службы исполнения наказаний

Г. Корниенко

Директор Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

А. Бастрыкин

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий 3 по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности 7 (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

Читайте также:  TRN T300 отличные гибридные беспроводные TWS наушники с aptX водозащитой и беспроводной зарядкой

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

5 Далее — «уполномоченные должностные лица (органы)».

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее — «УПК РФ».

7 Далее — «сообщение (рапорт)».

8 Далее — «материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ».

Источник

Инструкция о порядке предоставления размещения банками

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 августа 1998 года N 54-П

О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)

(с изменениями на 27 июля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 ноября 2015 года на основании
указания Банка России от 12 октября 2015 года N 3817-У
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

____________________________________________________________________
О применении настоящего Положения см. письмо Банка России от 24 марта 1999 года N 104-Т.
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.356; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1593; 1996, N 1, ст.3; 1996, N 1, ст.7; 1996, N 26, ст.3023; 1997, N 9, ст.1028; 1997, N 18, ст.2099; 1998, N 10, ст.1147; 1998, N 31, ст.3829) Банк России настоящим Положением устанавливает порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другим банкам (здесь и далее по тексту — «клиенты банка») — юридическим и физическим лицам, независимо от того, имеют они или не имеют расчетные, текущие, депозитные, корреспондентские счета в данном банке, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также бухгалтерский учет указанных операций.

1.2. В целях настоящего Положения под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 9, ст.391; 1992, N 34, ст.1966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829) банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора.

Размещение (предоставление) денежных средств может осуществляться как в национальной валюте Российской Федерации, так и иностранных валютах с соблюдением требований действующего законодательства.

1.3. Настоящее Положение не регулирует взаимоотношения между Банком России и банками по размещению денежных средств. Указанные взаимоотношения регламентируются законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами Банка России.

1.4. Настоящее Положение не регулирует отношения по открытию и ведению банковских счетов клиентов банков. Этот порядок регламентируется законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами Банка России.

1.5. Настоящее Положение не регламентирует операции по предоставлению (размещению) банками средств, осуществляемые с использованием банковских пластиковых карт банка, а также операции банка по размещению средств банка в ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты, векселя и другие долговые обязательства эмитентов). Эти операции регламентируются законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами Банка России.

1.6. Настоящее Положение применяется банком и его филиалами, уполномоченными совершать операции по размещению денежных средств от имени банка на основании положений, утверждаемых создавшим их банком.

1.7. Банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие его политику по размещению (предоставлению) средств, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов банка.

Содержание указанных документов не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России и настоящему Положению.

1.8. Настоящее Положение применяется к небанковским кредитным организациям в части, соответствующей статусу небанковской кредитной организации, установленному действующим гражданским и банковским законодательством, а также нормативными актами Банка России.

2. Предоставление (размещение) денежных средств клиентам банка

2.1. Предоставление (размещение) банком денежных средств осуществляется в следующем порядке:

2.1.1. юридическим лицам — только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет/субсчет клиента-заемщика, открытый на основании договора банковского счета (далее по тексту настоящего Положения — банковский счет клиента-заемщика), в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию);

2.1.2. физическим лицам — в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента-заемщика — физического лица, под которым в целях настоящего Положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию);

2.1.3. предоставление (размещение) средств в иностранной валюте юридическим и физическим лицам осуществляется уполномоченными банками в безналичном порядке.

2.2. Предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на указанные в п.2.1 настоящего Положения банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику — физическому лицу;

2) открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения/договора, на основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:

а) общая сумма предоставленных клиенту-заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в соглашении/договоре (далее по тексту настоящего Положения и приложения к нему — «лимит выдачи»),

б) в период действия соглашения/договора размер единовременной задолженности клиента-заемщика не превышает установленного ему данным соглашением/договором лимита (далее по тексту настоящего Положения и приложения к нему — «лимит задолженности»).

При этом банки вправе ограничивать размер денежных средств, предоставляемых клиенту-заемщику в рамках открытой последнему кредитной линии, путем одновременного включения в соответствующее соглашение/договор обоих вышеуказанных условий, а также использования в этих целях любых иных дополнительных условий с одновременным выполнением установленных настоящим подпунктом требований.

Условия и порядок открытия клиенту-заемщику кредитной линии определяются сторонами либо в специальном генеральном (рамочном) соглашении/договоре, либо непосредственно в договоре на предоставление (размещение) денежных средств.

В целях настоящего Положения под открытием кредитной линии следует понимать также заключение договора на предоставление денежных средств, условия которого по своему экономическому содержанию отличаются от условий договора, предусматривающего разовое (единовременное) предоставление денежных средств клиенту-заемщику;

(Подпункт 2 в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию)

3) кредитованием банком банковского счета клиента-заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с банковского счета клиента-заемщика, если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции. Кредитование банком банковского счета клиента-заемщика при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств осуществляется при установленном лимите (т.е. максимальной сумме, на которую может быть проведена указанная операция) и сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента банка (абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию).

Читайте также:  Траумель мазь инструкция по применению

Данный порядок в равной степени распространяется и на операции по предоставлению банками кредитов при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента — физического лица («овердрафт») в случае, если соответствующее условие предусмотрено заключенным договором банковского счета либо договором вклада (депозита) (абзац дополнительно включен с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П);

4) участием банка в предоставлении (размещении) денежных средств клиенту банка на синдицированной (консорциальной) основе;

5) другими способами, не противоречащими действующему законодательству и настоящему Положению.

2.3. Предоставление (размещение) банком денежных средств клиенту-заемщику производится на основании распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.

2.3.1. В распоряжении указываются номер и дата договора/соглашения, сумма предоставляемых (размещаемых) средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок/сроки (дата) погашения (возврата) средств — общая сумма либо несколько сумм, если погашение будет осуществляться по частям, для кредитных договоров — цифровое обозначение группы кредитного риска (изменение группы кредитного риска ссуды производится также на основании соответствующего распоряжения, классификация кредитов и приравненной к ним задолженности по группам риска осуществляется банком в установленном Банком России порядке), стоимость залога (если имеется договор залога), сумма, на которую получена банковская гарантия или поручительство, опись приложенных к распоряжению документов и другая необходимая информация.

2.3.2. Указанное распоряжение на предоставление (размещение) денежных средств, а также распоряжение по изменению группы кредитного риска передаются в бухгалтерию банка для помещения в документы дня.

2.4. В случае принятия сторонами дополнительных соглашений к договору на предоставление (размещение) средств об изменении сроков (предоставления/размещения средств по частям, погашения (возврата) средств, включая уплату процентов) и/или процентных ставок и других условий, составляется распоряжение за подписью уполномоченного должностного лица банка бухгалтерскому подразделению банка.

2.5. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банки-кредиторы обязаны создавать резервы на возможные потери по предоставленным (размещенным) денежным средствам в порядке, установленном Банком России, в целях покрытия возможных потерь, связанных с невозвратом заемщиками полученных денежных средств.

3. Возврат клиентом-заемщиком предоставленных ему денежных средств и уплата процентов по ним

3.1. Погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся в следующем порядке:

1) путем списания денежных средств с банковского счета клиента-заемщика по его платежному поручению (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию);

2) путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством, с банковского счета клиента-заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка-кредитора (в поле «Условия оплаты» платежного требования указывается «без акцепта») при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента — владельца счета (при этом клиент-заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором/соглашением в порядке, установленном ст. 847 ГК РФ) (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию);

3) путем списания денежных средств с банковского счета клиента-заемщика (юридического лица), обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора (в поле «Условия оплаты» платежного требования указывается «без акцепта»), если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П, — см. предыдущую редакцию);

4) путем перечисления средств со счетов клиентов-заемщиков — физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов-заемщиков — физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка-кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентов-заемщиков, являющихся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

В случаях, когда договором на предоставление (размещение) денежных средств не установлен срок возврата клиентом-заемщиком суммы основного долга либо указанный срок определен моментом востребования (наступлением условия/события), то возврат суммы основного долга должен быть произведен клиентом-заемщиком в порядке, определенном настоящим пунктом, в течение 30 календарных дней со дня предъявления банком-кредитором официального требования об этом (не позднее следующего рабочего дня за днем наступления условия/события), если иной срок не предусмотрен соответствующим договором (абзац дополнительно включен с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П).

Порядок и форма официального востребования банком-кредитором возврата клиентом-заемщиком суммы предоставленных (размещенных) денежных средств определяются в соответствующем договоре на предоставление (размещение) денежных средств на условии «до востребования». В частности, в этих целях может быть использовано сообщение банка-кредитора, передаваемое клиенту-заемщику средствами курьерской службы, по почте или специальным каналам связи, а также иными способами, оговоренными сторонами соглашения и устраняющими возможность возникновения коллизий относительно дня (даты) востребования исполнения клиентом-заемщиком своих обязательств по возврату суммы основного долга по соответствующему договору (абзац дополнительно включен с 1 ноября 2001 года положением Банка России от 27 июля 2001 года N 144-П).

3.2. В установленный договором/соглашением день (являющийся датой уплаты процентов по размещенным средствам и/или погашения (возврата) основного долга по ним) работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета клиента-заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка, производит либо оформление бухгалтерскими проводками факта уплаты процентов по размещенным средствам и/или погашения основного долга по ним, либо при неисполнении (ненадлежащем исполнении) клиентом-заемщиком своих обязательств по договору переносит задолженность по начисленным, но не уплаченным (просроченным) процентам и/или по основному долгу по размещенным средствам на соответствующие счета по учету просроченной задолженности по основному долгу и/или просроченных процентов.

3.3. Задолженность по предоставленным (размещенным) денежным средствам, безнадежная и/или признанная нереальной для взыскания в установленном Банком России порядке списывается с баланса банка-кредитора за счет созданного резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчетного года. Возмещение полученного в отчетном году убытка осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Списание непогашенной задолженности по предоставленным (размещенным) денежным средствам, включая проценты, с баланса банка-кредитора не является ее аннулированием, она отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

3.4. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банк обязан предпринять все предусмотренные законодательством меры для взыскания задолженности (включая проценты) с клиента-должника.

4. Заключительные положения

4.1. Бухгалтерский учет операций по предоставлению (размещению) денежных средств и их возврату (погашению) в балансе банка-кредитора и в балансе банка-заемщика изложен в Приложении 1 к настоящему Положению.

4.2. Настоящее Положение вступает в силу со дня его публикации в «Вестнике Банка России».

4.3. К кредитной организации, нарушающей требования настоящего Положения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и соответствующими нормативными актами Банка России.

4.4. Порядок бухгалтерского учета прекращения обязательств, связанных с размещением денежных средств по иным, предусмотренным законодательством основаниям, кроме прекращения обязательства исполнением, определяется нормативными актами Банка России.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.Геращенко

Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации

29 сентября 1998 года.

Регистрационный N 1619

Приложение
к Положению «О порядке предоставления
(размещения) кредитными организациями
денежных средств и их возврата
(погашения)»
от 31 августа 1998 года N 54-П

Бухгалтерский учет операций по предоставлению (размещению) денежных средств и их возврату (погашению)*

Источник

Новые правила выдачи кредитов утверждены Нацбанком Беларуси

Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 29 марта 2018 г. № 149 утвердил Инструкцию о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения) (далее – Инструкция). Как отмечается на официальном сайте Нацбанка, данная Инструкция принята взамен Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226, действие которой прекращается.

Утвержденная Инструкция обобщает уже применяющиеся на практике нормы, а также содержит ряд нововведений.

В частности, Инструкцией вводится ряд новых терминов – «грейс-период», «отсрочка платежа по кредитному договору» и «рассрочка платежа по кредитному договору», «платеж по кредитному договору», «срок полного возврата (погашения) кредита», «мультивалютный кредит», а также «мультивалютная кредитная линия».

Так, «грейс-период» – это указанный в кредитном договоре период, в течение которого проценты за пользование кредитом не начисляются или начисляются в пониженном размере. Таким образом, установив особый период начисления процентов, банки смогут предложить клиентам более привлекательный продукт, не нарушая одного из основных принципов кредита – принципа платности.

Необходимость введения терминов «отсрочка платежа по кредитному договору» и «рассрочка платежа по кредитному договору» вызвана отсутствием их нормативного закрепления и возникающими в этой связи вопросами.

С учетом международного опыта Инструкцией вводится форма Информации об условиях кредитования для заявителей – физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная норма направлена на повышение прозрачности условий кредитования, обеспечение полноты и доступности информации, предоставляемой кредитополучателю для принятия решения о получении кредита. Таким образом, все банки до заключения кредитных договоров с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями будут обязаны предоставлять потенциальному клиенту полную информацию об условиях кредита в унифицированном виде.

С целью расширения гибкости подходов при кредитовании банков с учетом оценки рисков при осуществлении своей деятельности Инструкция не содержит норм, ограничивающих предоставление кредитов заявителю (кредитополучателю), имеющему просроченную задолженность по ранее предоставленным ему кредитам.

Читайте также:  Перкарбонат натрия экологически чистый отбеливатель

Снятие этих ограничений позволит расширить возможности банков в сфере кредитования, а также будет стимулировать банки адекватно оценивать риски при принятии решений о предоставлении кредитов. Следует отметить, что получаемая банками информация из Кредитного регистра предоставляет возможность банкам оценить свои риски, финансовое состояние клиента и его платежную дисциплину.

Наряду с этим при предоставлении кредита на финансирование недвижимости и кредита на потребительские нужды Инструкцией устанавливается требование к банкам при оценке кредитоспособности заявителя – физического лица рассчитывать следующие показатели:

– показатель обеспеченности кредита (ПОК), характеризующий соотношение суммы кредита со стоимостью объекта недвижимости, принимаемого в залог в качестве обеспечения, и (или) иного обеспечения в соответствии с договором (должен рассчитываться при предоставлении кредитов на финансирование недвижимости);

– показатель долговой нагрузки (ПДН), характеризующий соотношение размера ежемесячного платежа по операциям кредитного характера со среднемесячным доходом кредитополучателя (должен рассчитываться при предоставлении кредитов на потребительские нужды).

Указанные показатели будут рассчитываться на стадии принятия решения о предоставлении кредита до заключения кредитного договора, а также до заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, на основании которого увеличивается размер денежных обязательств кредитополучателей – физических лиц.

Инструкцией устанавливаются пределы, в которых должны находиться значения показателей: ПДН не должен превышать 40 процентов, ПОК – 90 процентов. При этом при превышении указанного значения показателем ПДН и превышении и нахождении показателя ПОК в пределах от 90 до 100 процентов задолженность по таким кредитам должна составлять не более 10 процентов от общей суммы задолженности соответственно по кредитам на финансирование недвижимости и кредитам на потребительские нужды.

Задолженность по кредитам, предоставление или возврат (погашение) которых, в том числе уплата части процентов, осуществляется с использованием государственной поддержки в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, в расчет не принимается. При этом предусмотрено, что методика расчета показателей определяется локальными нормативными правовыми актами банков.

Инструкция также содержит перечень расходов кредитодателя, связанных с предоставлением и возвратом (погашением) кредита, известных на момент заключения кредитного договора, с учетом которых определяется размер процентов за пользование кредитом. И, соответственно, перечень расходов, которые могут не включаться в процентную ставку.

Инструкция вступает в силу после официального опубликования, за исключением норм, касающихся расчета показателей обеспеченности кредита и долговой нагрузки, которые вступят в силу с 1 мая 2018 г.

Источник

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О порядке бухгалтерского учета операций по погашению ссудной задолженности»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент бухгалтерского учета
и отчетности

Исполнительному вице-президенту по
правовым вопросам Ассоциации
российских банков
А.В. Емелину

от 15.01.2009 № 18-1-2-5/33
на № А-05/5-682 от 25.11.2008

О погашении ссудной задолженности

Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России рассмотрел Ваш запрос и сообщает следующее.

Официальная позиция Банка России по вопросам предоставления (размещения) и возврата (погашения) кредитными организациями денежных средств изложена в нормативных актах: Положении Банка России от 31.08.1998 № 54-П (далее — Положение № 54-П) и Положении Банка России от 26.03.2007 № 302-П (далее — Положение № 302-П).

При этом в Положении № 54-П, определяющем порядок совершения операций, операции по предоставлению и возврату денежных средств кредитными организациями проводятся только через счета клиентов. Проведение указанных операций минуя банковские счета клиентов Положением № 54-П не предусмотрено. Все бухгалтерские записи по отражению в учете данных операций приведены в Приложении к Положению № 54-П. Понятие «аванс» при совершении операций предоставления (размещения) денежных средств и их возврата (погашения) Положением № 54-П не определено.

Относительно неправомерности применения «транзитных» счетов, в том числе балансового счета № 47422 «Обязательства по прочим операциям», при проведении банковских операций, в адрес Ассоциации российских банков Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ранее было направлено письмо № 48-2-2-7/2563 от 27.11.2002 (копия прилагается).

Исходя из вышеизложенного, приведенная в письме схема бухгалтерских записей требованиям Положения № 54-П и Положения № 302-П не соответствует.

Порядок отражения в бухгалтерском учете процентных доходов определен в Приложении 3 к Положению № 302-П.

Что касается приведенного в запросе примера, когда проценты уплачиваются заемщиком на пять дней раньше установленного договором срока (15-го числа вместо 20-го), то поступившая сумма в части процентов, начисленных к этой дате и отраженных на счете № 47427 «Требования по получению процентов», учитывается по кредиту счета № 47427, а оставшаяся часть поступившей суммы относится на доходы.

Приложение: на 3 листах.

С уважением,
Заместитель Главного бухгалтера
Банка России —
заместитель директора Департамента
бухгалтерского учета и отчетности
С.П. Соболев

18-2-2-7/2563
от 27.11.2002

ПРЕЗИДЕНТУ АССОЦИАЦИИ
РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ТОСУНЯНУ Г.А.

А-02/2-339 от 01.08.02

По вопросу использования счетов №№ 47422 и 47423

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков и, с учетом его обсуждения на совещании с представителями ряда банков г.Москвы, сообщает следующее.

Проведенное обсуждение еще раз подтвердило, что нет необходимости внесения изменений в характеристику балансовых счетов № 47422 «Обязательства банка по прочим операциям» и № 47423 «Требования банка по прочим операциям», так как их применение в качестве дополнительных счетов при проведении банковских операций неправомерно.

Согласно пункту 1.3. части I «Общая часть» Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 № 61, кредитная организация самостоятельно разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, с утверждением в учетной политике, которая должна быть основана на Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях и обеспечивать своевременную обработку документов, наведение необходимых справок и проведение указанных сумм по соответствующим счетам.

Организация документооборота с применением счетов №№ 47422, 47423 не ускоряет, а замедляет процесс бухгалтерского оформления операций, поскольку ведет к существенном>7 увеличению количества бухгалтерских проводок и повышает трудоемкость проводимых операций. Применение указанных счетов также не ускоряет получение информации по невыясненным реквизитам в платежных документах и не дает возможности обеспечить контроль за правильностью и своевременностью зачисления средств по назначению.

Кроме того, согласно действующему порядку, кредитные организации не имеют права вносить изменения в расчетные документы клиентов. Однако, при использовании счета №№ 47422/47423, который клиент, исходя из условий договора, указывает в платежном поручении, банк выписывает мемориальные ордера и самостоятельно проводит денежные средства с этих счетов по назначению.

В соответствии с принципами организации и .ведения бухгалтерского учета в основе любой бухгалтерской записи должна лежать проводимая организацией экономическая операция. Использование же счетов №№ 47422 и 47423 искажает экономическую сущность операций и может привести к негативным последствиям.

Так, из письма Ассоциации российских банков следует, что в банках-кредиторах аналитический учет операций по исполнению клиентами-заемщиками обязательств по кредитному договору ведется сначала на балансовом счете № 47422 (в разрезе кредитных договоров, клиентов-заемщиков и видов осуществляемых заемщиками платежей), а затем на балансовом счете по учету предоставленных кредитов.

Если денежные средства, поступившие от клиента-заемщика в погашение кредита, сначала отражаются банком-кредитором на счете № 47422, а затем в какой-то момент времени, самостоятельно выбранный банком-кредитором (независимо от платежных инструкций клиента-заемщика), списываются со счета № 47422 на счет по учету предоставленных кредитов, то происходит искусственный разрыв операции погашения кредита на две бухгалтерские операции.

Пункт 4.34. части II «Характеристика счетов» Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 № 61 предусматривает возможность применения балансовых счетов № 47422 «Обязательства банка по прочим операциям» и № 47423 «Требования банка по прочим операциям» для учета отдельных операций кредитных организаций, которые имеют разовый, случайный характер и не могут быть отражены на балансовых счетах №№ 47401- 47420 или других балансовых счетах, предусмотренных Правилами №61.

Перечисленные в Вашем письме операции не носят случайного, разового характера, а являются операциями, осуществляемыми кредитной организацией постоянно. Для отражения каждой из этих операций в Плане счетов предусмотрены соответствующие счета, что также является основанием говорить об отсутствии необходимости применения счетов №№ 47422, 47423.

Исходя из вышеизложенного, суммы, поступающие в пользу кредитной организации с указанием номера счета, следует зачислять на счета, указанные в расчетных документах в соответствии с экономическим содержанием операций.

Например, при оформлении заемщиком платежных поручений на перечисление денежных средств в погашение задолженности по кредитному договору, номер счета должен быть указан с учетом требований Положения Банка России от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», Положения Банка России от 26.06.98 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях № 61.

Для учета сумм, поступающих в пользу кредитной организации без указания номера счета получателя, может быть использован балансовый счет № 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения», что не противоречит характеристике данного счета, изложенной в Правилах № 61: учет сумм невыясненного назначения, которые в момент поступления не могут быть проведены по соответствующим счетам по принадлежности.

Таким образом, Банк России не видит необходимости в использовании счетов №№ 47422 и 47423 при совершении кредитными организациями операций, перечисленных в письме Ассоциации российских банков.

Альтернативным предложением Банка России является более широкое использование банками в своей практике процедуры безакцептного списания денежных средств с банковского счета клиента (на основании пункта 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации) в целях удовлетворения требований банка.

Просим извинить за задержку ответа, вызванную необходимостью его согласования.

Член Совета директоров
Банка России
Главный бухгалтер Банка России-
директор Департамента
бухгалтерского учета и отчетности

Прикрепленные документы

  • Полный текст документа

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector