Нормативные акты для обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Содержание
  1. Пожарная безопасность школы в 2021 году
  2. Особенности обеспечения пожарной безопасности в школах
  3. Категория пожарного риска для школ
  4. Кто отвечает за пожарную безопасность в школе
  5. Нормативные акты для обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях
  6. Периодичность проверок МЧС для школ
  7. Как обеспечить пожарную безопасность в школе
  8. Документы
  9. Организационные мероприятий, инструктажи
  10. Технические средства и системы
  11. Конструктивные, объемно-планировочные решения
  12. Правила поведения при пожаре в школе
  13. Пожарная безопасность в школе
  14. С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?
  15. Обучение правилам пожарной безопасности в школе
  16. Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе
  17. Обязанности ответственного по ПБ в школе
  18. Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе
  19. Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?
  20. Инструкция мчс для школы
  21. Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
  22. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  23. Обзор документа

Пожарная безопасность школы в 2021 году

Пожарная безопасность школы предусматривает разработку документов, приобретение и поддержание в надлежащем состоянии средств пожаротушения, установка систем сигнализации и оповещения, проведение инструктажей, другие мероприятия. Ответственность за разработку и соблюдение мер противопожарной защиты возлагается на директора образовательного учреждения, его заместителей. Так как школы относятся к группе высокого пожарного риска, плановая проверка МЧС в них проходит 1 раз в 2 года.

Читайте в статье, что нужно сделать для обеспечения пожарной безопасности в школе, какие документы, технические средства и мероприятия нужны для защиты образовательного учреждения, как подготовится к проверкам МЧС.

Особенности обеспечения пожарной безопасности в школах

В школах осуществляется процесс обучения детей, проводится множество дополнительных образовательных мероприятий и программ. Даже в небольших городах и поселках школы ежедневно посещают сотни детей, десятки педагогов. Для крупных образовательных учреждений в больших городах общее количество учеников и персонала может составлять тысячи человек. Это влечет повышенные риски на случай возможных пожаров:

  • в каждой школе есть множество классов и вспомогательных помещений, из которых придется быстро эвакуировать персонал и учеников;
  • ввиду возраста детей и особенностей их развития, при экстренной эвакуации они могут оказаться полностью беспомощны, что вызовет дополнительные сложности;
  • опасность может представлять даже задымление помещений и коридоров, так как дети сложнее ориентируются в пространстве, могут растеряться в чрезвычайных ситуациях;
  • дети могут сами стать причиной пожаров, поскольку невозможно на 100% контролировать их поведение и действия.

Школы изначально проектируются с учетом повышенных пожарных рисков. Чтобы снизить их, выбираются безопасные планировочные и конструктивные решения, разрабатываются системы сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Для здания подбираются конструкции и материалы, обладающие огнезащитными свойствами. Отделка стен, потолков и школ осуществляется только материалами, прошедшими пожарную сертификацию.

Не менее важны мероприятия, которые обязано обеспечить руководство школы. Разрабатываются документы по пожарной безопасности, в том числе инструкции, правила, планы эвакуации. С персоналом и детьми регулярно проводятся теоретические и практически занятия, а педагоги и обслуживающие сотрудники обязательно проходят инструктажи. Контроль за обеспечением мер пож. безопасности осуществляет госпожнадзор МЧС.

Комментарий эксперта. В школах может быть потенциально опасное электрооборудование, станки для производственных мастерских, иные аналогичные предметы. Их нужно подбирать с учетом безопасности детей и персонала. Для помещений, где размещено указанное оборудование, предусматриваются дополнительные меры защиты. Чтобы обеспечить полноценную защиту образовательного учреждения от пожаров, успешно пройти проверки МЧС, воспользуйтесь услугами компании Смарт Вэй.

Пожарная безопасность школы. Вопросы эксперту.

Константин М. Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос
Вопрос эксперту
Можно ли привлекать к проверке документов и состояния пожарной безопасности школы независимых экспертов?

Да, можно. Расходы, связанные с оказанием услуг по пожарной безопасности, всегда закладываются в сметах образовательных учреждений.
Зависит ли пожарная безопасность школы от численности сотрудников и обучающихся?

Да, зависит. От численности персонала и детей зависит категория пожарной риска. По ней определяется перечень мер по пожарной безопасности.
Как часто проводятся плановые проверки МЧС для школ?

Периодичность плановых инспекций МЧС в образовательных учреждениях может составлять 1 раз в 2 или 3 года. Это зависит от категории пожарного риска, к которой отнесена школа.
Как обеспечить пожарную безопасность школы на стадии проектирования и строительства?

Для этого в проектной документации заполняется специальный раздел по мерам пожарной безопасности. Его проверят в ходе экспертизы проекта, при вводе объекта в эксплуатацию.

Категория пожарного риска для школ

Вся недвижимость и организации классифицируются по категориям пожарных рисков, от чрезвычайно высокого до низкого. По категориям определяется периодичность плановых инспекций пожнадзора, выбираются меры и технические средства защиты. Согласно Постановлению № 290, начальные и средние школы отнесены к категории объектов высокого риска. Это означает, что при несоблюдении обязательных требований защиты в образовательном учреждении могут возникнуть негативные последствия высокой степени тяжести.

Категория высокого риска устанавливает для школ с любой численностью учеников и персонала. В ряде случаев допускается снижение категории на одну ступень. Например, это возможно, если в учреждении не было пожаров за последние 5 лет, либо плановые проверки МЧС или независимые пож аудиты подтвердили полное соответствие параметрам защиты.

№ п/п Основные понятия в сфере пожарной безопасности Описание
1 Пожарная безопасность Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
2 Противопожарный режим Совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты.
3 Первичные меры пожарной безопасности Реализация на объекте или предприятии норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
4 Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска
5 Эксперт в области оценки пожарного риска Должностное лицо, аттестованное МЧС, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимого аудита пож. безопасности, подписания заключения о независимой оценке пожарного риска

Кто отвечает за пожарную безопасность в школе

Полную ответственность за состояние пожарной безопасности в школе несет ее руководитель (директор). Именно он обязан утверждать все документы в сфере противопожарной защиты, контролировать выполнение мероприятий и работоспособность технических средств. Приказами директора может возлагаться персональная ответственность за обеспечение пожбезопасности на заместителей, других сотрудников организации.

Даже при возложении персональной ответственности директор не может устраниться от контроля за состоянием пожбезопасности. При выявлении недостатков, предписания и штрафные санкции могут назначить как руководителю школы, так и персонально ответственным лицам.

Нормативные акты для обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Чтобы обеспечить надлежащую защиту начальной или средней школы, нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Закон № 69-ФЗ (скачать);
  • Закон № 123-ФЗ (скачать);
  • Постановление Правительства РФ № 390 (скачать);
  • Приказ МЧС № 645 (скачать);
  • Приказ Гособразования СССР № 541 (скачать).

Отдельно отметим необходимость соблюдения Приказа Гособразования СССР № 541. Хотя этот документ действует с 1989 года, он все еще актуален для обеспечения правил пож. безопасности в образовательных учреждениях. Последние правки в этот акт были внесены в 2006 году, поэтому его обязаны применять руководители школ.

Какие мероприятия по пожарной безопасности вам нужно заказать для школы?
Разработка документов по пожарной безопасности 90%
Проектирование и монтаж систем пожарной защиты 0%
Проведение пожарного аудита 0%
Подготовка к проверке МЧС, устранение предписания 10% Проголосовало: 10

Периодичность проверок МЧС для школ

Поскольку образовательные заведения отнесены к категории высокого пожарного риска, плановые проверки МЧС будут проводиться 1 раз в 2 года. Графики инспекций можно найти на сайте МЧС и прокуратуры. Также специалисты пожнадзора могут проводить внеплановые обследования, если поступила информация о возможных нарушениях. В преддверии каждого учебного года МЧС направляет своих специалистов для проверки готовности школ к приему учеников. Эта комиссионная проверка проводится и по нормам пожарной безопасности.

Комментарий эксперта. Все образовательные учреждения обязательно подключаются к системе взаимодействия с дежурными службами МЧС. Это нужно, чтобы обеспечить максимально быстрое прибытие пожарных расчетов для тушения, эвакуации детей и персонала. В рамках плановых или внеочередных учений МЧС всегда проводятся тренировки по тушению пожаров в образовательных учреждениях, с учетом специфики их работы.

Как обеспечить пожарную безопасность в школе

На стадии проектирования и строительства новой школы меры пож. безопасности будут выбраны и описаны проектной организацией, реализованы подрядчиком. Проверка соответствия будет осуществляться в ходе экспертизы, при вводе объекта в эксплуатацию. Пока здание образовательного учреждения не будет полностью соответствовать законодательству в сфере пожбезопасности, его никогда не разрешат открыть.

Читайте также:  Электрический котел ЭВАН Warmos Classic 8

Для действующей школы разработка мер пожарной защиты входит в обязанности руководителя. Можно сделать это самостоятельно, либо привлечь к работе профессиональных специалистов. Расходы на обеспечение пожарной безопасности всегда закладываются в смету образовательных учреждений. Поэтому заключение договора на такие работы и услуги не является нецелевым расходованием средств.

Документы

Без разработки и применения локальных актов невозможно обеспечить защиту школы, соблюсти противопожарный режим. Для этого нужно разработать и утвердить следующие документы:

  • правила и инструкции по пож. безопасности в школе;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • приказ о противопожарном режиме образовательного учреждения;
  • должностные инструкции на сотрудников, где будут указаны обязанности по обеспечению пож. безопасности;
  • планы мероприятий по пожарной безопасности;
  • планы эвакуации;
  • журналы инструктажей, практических и теоретических занятий.

Для организации периодических тренировок персонала и воспитанников также должны быть разработаны инструкции. Они должны обеспечить безопасность людей, исключать любые риски для здоровья.

Точный перечень документов, которые нужны школе, зависит от множества факторов. Например, если в образовательном учреждении есть свои производственные мастерские, на них нужно разработать отдельные инструкции и правила по пожарной безопасности. Наши специалисты разъяснят эти моменты на консультации, либо перед заключением договора.

Организационные мероприятий, инструктажи

Как и в других общественных учреждениях, в школах должны проводится организационные мероприятия по пожарной безопасности. В их перечень могут входить:

  • первичные и последующие инструктажи с педагогами, обслуживающим персоналом;
  • практические занятия с сотрудниками по пользованию средствами первичного тушения огня, по эвакуации из здания;
  • лекции, практические занятия со школьниками, тренировки по эвакуации;
  • проверка работоспособности средств защиты и тушения огня, надлежащего состояния эвакуационных выходов и средств оповещения;
  • регулярная проверка средств пожаротушения;
  • проведение огнезащиты конструкций и материалов, если это требуется;
  • размещение информационных стендов с памятками и плакатами для детей, персонала.

Пожарная безопасность должна обеспечиваться и на прилегающей к школе территории. Для этого регулярно проводится уборка сухой листвы, проверяется свободный проезд к зданию для спецтехники МЧС. Помощь с выбором организационных мероприятий и их проведением в школах окажут специалисты Смарт Вэй.

Технические средства и системы

Без технических средств, оборудования и систем защиты невозможно своевременно обнаружить возгорание или задымление, оповестить об этом учеников, персонал и МЧС, начать эвакуацию и тушение огня. Для обеспечения пож. безопасности может потребоваться:

  • проектирование, монтаж и эксплуатация звуковой и световой сигнализации;
  • система оповещения и управления эвакуацией;
  • приобретение, расстановка и регулярное обслуживание огнетушителей, средств индивидуальной защиты;
  • подбор электрооборудования, соответствующего нормам противопожарной безопасности.

Система сигнализации, оповещения и управления эвакуацией должна быть доступна на всех этажах и во всех помещениях школы. Обслуживанием систем должна заниматься организация, имеющая лицензию МЧС.

Конструктивные, объемно-планировочные решения

Есть ряд требований к планировке школы, ее конструкциям и архитектуре. Нужно обеспечить:

  • размещение классов и помещений начальной школы на первых или вторых этажах, не выше;
  • в образовательном учреждении должны быть эвакуационные выходы на улицу, причем доступ и проход через них должен быть всегда свободен;
  • при расстановки учебной мебели обеспечивается свободный проход к выходам, объектам и инфраструктуре пожарной защиты;
  • для всех помещений в здании устанавливают двери с открыванием наружу, чтобы избежать проблем с быстрой эвакуацией в чрезвычайных условиях.

В процессе эксплуатации могут потребоваться дополнительные меры и решения. Например, при увеличении численности школьников может потребоваться дополнительный эвакуационный выход. Строительные работы можно проводить путем перепланировки, текущего или капитального ремонта. Для этого заказывается проект.

Комментарий эксперта. Хотя многие школы построены по типовым проектам, меры пожарной безопасности для них нужно выбирать индивидуально. На это повлияет месторасположение помещений и оборудования, внутренняя планировка, численность воспитанников и сотрудников, наличие нескольких смен учебы. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы сможете обеспечить надлежащее обеспечение пожарной безопасности в любом образовательном учреждении.

Источник

Правила поведения при пожаре в школе

Что нужно делать при пожаре в школе?

1. Немедленно со­общить в единую службу спасения по теле­фону

2. Руководство школы, учителя должны органи­зовать эвакуа­цию учащихся в безопасное ме­сто в со­ответст­вии с планом эвакуации. При этом ис­пользовать и запасные эвакуаци­онные выходы. Кода речь идет о жизни и здоровье детей, не обяза­тельно собирать все учебники и бежать к гардеробу. В этой ситуа­ции нельзя терять ни ми­нуты.

3. При сильном задымлении нужно обеспечить защиту органов дыха­ния. Это мо­гут быть намочен­ные водой полотенца и платки.

4. Ни в коем слу­чае не допускать па­ники. Если пути эвакуации пе­рере­заны, под руково­дством учи­телей ребятам нужно вернуться в классы, за­крыть дверь, вентиля­ционные ре­шетки, от­крыть окна и ждать при­бытия пожар­ных под­разделений. Время прибытия в городе не пре­вышает 5-7 минут с момента со­общения о пожаре.

Особая ответственность в по­добной ситуации ложится на учителей. Во многом, от их са­мообладания, орга­низаторских способностей и автори­тета за­висят здоровье и жизнь детей.

На что необходимо обратить вни­мание, чтобы избежать

В школе должна быть в рабо­чем со­стоянии противопожарная сигнализа­ция.

Сообщение о пожаре должно немед­ленно пройти по школьному радио.

Учителя должны заранее знать пути эвакуации своего класса, для чего и производиться предварительная практическая отработка планов эвакуации.

При эвакуации дети держат друг друга за руки, по возможно­сти, взрослые должны быть и в начале и в конце ко­лоны.

При этом, учителям могут по­мочь уче­ники старших классов.

Не менее важно следить за со­стоя­нием дорог и подъездов к зданию школы. Это необходимо­сти для того, чтобы пожарные машины всегда имели возмож­ность проехать на тер­риторию без препятствий. Заборы, деревья и сугробы не должны мешать по­жарным машинам, а главное, авто­механическим лестницам для спасе­ния людей.

Классы начальной школы должны располагаться не выше 3 этажа. Мно­гие помнят кадры по­жара. Панико­вали молодые люди 16-19 лет, и им было очень страшно спускаться по пожарным лестницам с 4-5 этажа. Что же го­ворить о малышах, в подобной си­туации эвакуировать их будет зна­чительно сложнее.

Решетки на окнах должны быть рас­пашными. Ключи от них должны храниться в самом классе или каби­нете.

что эти рекоменда­ции Вам не пригодятся, а гаран­тией этому может быть соблю­дение элементарных пра­вил пожарной безопасно­сти .

Источник

Пожарная безопасность в школе

Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.

Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».

Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.

С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?

Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:

  • об установке противопожарного режима;
  • о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
  • о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
  • об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
  • о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
  • об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
  • об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
  • об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
  • о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.
Читайте также:  Инструкция по применению Канефрона для кошек

После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.

Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:

  • регистрации инструктирований;
  • учета, осмотра огнетушителей;
  • техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
  • проверки гидрантов;
  • проверки помещений;
  • учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.

Обучение правилам пожарной безопасности в школе

В учебном центре обучение по ПБ проходят:

  • директор;
  • инженер по ПБ;
  • ответственное за ПБ лицо;
  • работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
  • члены комиссии по проверке знаний по ПБ.

При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.

Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».

Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе

Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.

Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Источник

Инструкция мчс для школы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

В целях повышения уровня подготовки в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также во исполнение абзаца пятнадцатого подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» 1 , приказываю:

Читайте также:  Общероссийская общественная организация инвалидов Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Министр Е.Н. Зиничев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный № 59580

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 29.07.2020 № 565

Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 , от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» 2 , от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» 3 , от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» 4 , постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» 5 и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок (далее — учения и тренировки).

2. Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции.

3. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

4. Плановые учения и тренировки проводятся по завершении обучения руководителей, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ГО и РСЧС) 6 .

5. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.

6. Показные учения и тренировки проводятся для выработки единых требований к организации применения сил ГО и РСЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также демонстрации наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР).

7. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.

8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

9. Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проводятся командно-штабные учения (далее — КШУ), тактико-специальные учения (далее — ТСУ) и штабные тренировки (далее — ШТ).

10. КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях и органах государственной власти субъектов Российской Федерации продолжительностью до 3 (трех) суток 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — продолжительностью до 1 (одних) суток 1 раз в 3 года.

11. ТСУ проводятся в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации и проведении АСДНР, подготовки формирований и служб к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий по гражданской обороне, выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении АСНДР, применения закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты для сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций продолжительностью до 8 (восьми) часов 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности РСЧС — 1 раз в год.

12. ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.

ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.

13. Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах руководителей, должностных лиц и работников организаций проводятся объектовые тренировки (далее — ОТ).

ОТ проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.

ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

14. Для отработки практических вопросов подготовки пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций к действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и образовательных организациях проводятся специальные учения или тренировки по противопожарной защите (далее — СУТ).

СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.

Если цели, указанные в тематике при организации учений и тренировок, не достигнуты, то решением соответствующих руководителей они могут быть спланированы и проведены повторно.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2019, N 27, ст. 3524.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

Обзор документа

МЧС определило порядок подготовки и проведения в органах и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.

Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями органов и организаций с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС.

Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector