Меню

Методика 2 8 Выделение существенных признаков

Методика 2.8. Выделение существенных признаков

Цель: определение способности выделять существенное.

Инструкция: «Вам будут предложены ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках 5 слов на выбор. Необходимо из этих пяти слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора, и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – «земля» и «растения».

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

1. Растения, земля 11. Сражение, солдаты
2. Берег, вода 12. Бумага, текст
3.Здания, улица 13. Голос, мелодия
4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум
5. Углы, сторона 15. Книги, читатели
6. Делимое, делитель 16. Почва, деревья
7. Диаметр, округлость 17. Состязания, победа
8. Глаза, текст 18. Врач, больные
9. Бумага, редактор 19. Чувства, человек
10. Игроки, правила 20. Родина, человек

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Обработка результатов осуществляется таким образом:

Если правильно выполнено задание в объеме более 17 рядов – очень высокий уровень способности выделять существенное;

Источник

Сформированность мыслительных операций (дополнительные методики)

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

Методика «Существенные признаки» *

Цель: методика выявляет логичность суждений испытуемого, возможность отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал: используются специальные бланки или задачи формулируются устно.

Порядок проведения. В ходе эксперимента испытуемому зачитывается инструкция, напечатанная на бланке, и совместно с ним решается одна-две задачи: «В каждой строке имеется одно главное слово. За ним следуют 5 слов в скобках. Подчеркни в каждой строке те два слова в скобках, которые обозначают то, что главный предмет всегда имеет, без чего он не существует. Подчеркни только эти два слова».

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Газета (правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Если экспериментатор дает задание устно, то предварительно подробно объясняет: «В каждой строчке одно слово находится перед скобками (оно — главное), а 5 — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к главному слову. Однако ты должен выбрать из них два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками главного слова. Выбери два из них».

Обработка результатов и интерпретация. Следует добиваться понимания испытуемым инструкции. Дети с ЗПР не сразу понимают, что от них требуется, могут давать поверхностные ответы. Слова в заданиях подобраны таким
образом, что провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Например, к слову «игра» многие, долго не думая, подбирают слово «карты», хотя карты вовсе не являются обязательным признаком всякой игры. При неправильном
ответе результаты необходимо обсудить. Если подсказка не помогает испытуемому найти правильное решение, это свидетельствует о его недостаточной способности к обобщению. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических
состояниях). В этих случаях испытуемые при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют. В иных случаях методика выявляет резонерские, путаные рассуждения испытуемых, что свидетельствует о расплывчатости их мышления.

Методика «Исключение лишнего»*

Цель: исследование особенностей аналитической и синтетической деятельности мозга.

Стимульный материал: 23 набора достаточно близких по смыслу понятий.

Порядок проведения. Инструкция: «Необходимо отобрать в каждой строчке только два слова, наиболее тесно связанных с первым словом, стоящим перед скобками». Перед проведением эксперимента возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. При этом экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления ребенка, например об его излишней конкретности или расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

Баллы
Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага) Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила) Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать) Книга (рисунок, война, бумага, дружба, текст) Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия) Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум) Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк) Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион) Больница (помещение, сад, врач, радио, больные) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек) Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф) Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо) Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко)
Читайте также:  Ипигрикс инструкция по применению

Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; уголь, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, крутость: бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели: лист дерево: состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек, стулья, стол или сервант, шкаф; танки, пушки; свекла, морковь.

Обработка результатов. При сравнении своих ответов с правильными ответами испытуемые оценивают свои результаты в баллах. Два балла соответствуют двум правильно выбранным словам, один балл — одному правильно выбранному слову и ноль баллов — когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются.

Интерпретация. Максимальное количество баллов равно 48. Результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

1.12 Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

Цель: изучение характера эмоциональных отношений.

Методика разработана Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом (1985) и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях.
ЦТО может применяться в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста, а также с подростками. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений к значимым в его жизни лицам, ситуациям, сферам, к самому себе (и др., в зависимости от цели исследования).

Методика имеет ряд преимуществ: простота, экономичность по времени, игровой характер, возможность многократного применения, невербальность процедуры позволяет выявлять не только осознаваемый, но и бессознательный уровень отношений. В целом тест быстро и эффективно обнаруживает зону конфликтов в отношениях.

Стимульный материал: используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами:

Используется следующий список: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка), 4) мое настроение в детском саду или школе, 5) мое настроение дома, 6) я сам, 7) воспитательница или учитель, 8) друг.

Порядок проведения напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек.

Инструкция: «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с их оценкой плохого или хорошего и т. д.

Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.

Обработка результатов и интерпретация: Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом эти люди должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наиболее отрицательный ранг в цветовой раскладке.

Источник

Сложные аналогии

Методика направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Применяется для лиц со средним и высшим образованием.

? Инструкция: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», — и далее экспериментатор подробно характеризует принцип связи в каждой паре. После этого испытуемому предлагается прочесть каждую пару из расположенных внизу и сказать, к какой паре из числа верхних она относится, назвав вид этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого. Если первые 2-3 задачи он не решил, ему помогают.

В образце пары подобраны следующим образом: 1 пара — часть — целое; 2 пара — род — вид; 3 — количественная связь; 4 — противоположное; 5 — причина — следствие; 6 — синонимы.

? Ключ: 1 пара — 5 вид логической связи; 2 пара — 2-й; 3 пара — 6-й; 4 пара — 1-й; 5 — 4-й; 6 — 6-й; 7 — 1-й; 8 — 4-й; 9 — 6-й; 10 — 5-й; 11 — 2-й; 12 — 6-й; 13 — 1-й; 14 — 4-й; 15 — 3-й; 16 — 3-й; 17 — 5-й; 18 — 2-й.

Предлагаемые пары (образцы):

  • 1) ОВЦА—СТАДО
  • 2) МАЛИНА—ЯГОДА
  • 3) МОРЕ —ОКЕАН
  • 4) СВЕТ—ТЕМНОТА
  • 5) ОТРАВЛЕНИЕ —СМЕРТЬ
  • 6) ВРАГ—НЕПРИЯТЕЛЬ
Читайте также:  Эскапел и алкоголь опасные последствия и правила сочетаемости

Испытуемому предлагается подобрать соответствующую пару из образца:

  • 1) ИСПУГ—БЕГСТВО
  • 2) ФИЗИКА—НАУКА
  • 3) ПРАВИЛЬНО —ВЕРНО
  • 4) ГРЯДКА—ОГОРОД
  • 5) ПОХВАЛА—БРАНЬ
  • 6) ПАРА —ДВА
  • 7) СЛОВО —ФРАЗА
  • 8) БОДРОСТЬ —ВЯЛОСТЬ
  • 9) СВОБОДА — НЕЗАВИСИМОСТЬ
  • 10) МЕСТЬ —ПОДЖОГ
  • 11) ДЕСЯТЬ —ЧИСЛО
  • 12) ПРАЗДНОСТЬ —БЕЗДЕЛЬЕ
  • 13) ГЛАВА—РОМАН
  • 14) ПОКОЙ —ДВИЖЕНИЕ,
  • 15) БЕРЕЖЛИВОСТЬ — СКУПОСТЬ
  • 16) ПРОХЛАДА —МОРОЗ
  • 17) ОБМАН —НЕДОВЕРИЕ
  • 18) ПЕНИЕ —ИСКУССТВО
  • ? Интерпретация результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это свидетельствует о том, что ему доступен высокий уровень абстрагирования, способность устанавливать сложные логические связи.

Методика «Выделение существенных признаков»

? Цель: методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предъявляет испытуемому задачи. Предварительно дается инструкция.

? Инструкция: «В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, без которых первое понятие не может существовать, т. е. неотъемлемые, существенные признаки».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал: 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 4. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 5. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 6. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, округлость, печать).

Источник



Методика №2. Выделение существенных признаков

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений и несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от наиболее легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход проведения. Испытуемые действуют в соответствии со следующей инструкцией: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками — «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и без растений сад быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова — «земля» и «растение».

Ответы.

1. Растения, земля.

6. Делимое, делитель.

7. Диаметр, округлость.

9. Бумага, редактор.

10. Игроки, правила

11. Сражение, солдаты.

12. Бумага, текст.

13. Голос, мелодия.

14. Колебания почвы, шум.

15. Книги, читатели.

16. Почва, дерево.

17. Состязания, победа.

18. Врач, больные.

19. Чувства, человек.

20. Родина, человек.

Интерпретация. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в баллах
Количество правильных ответов 16-17 14-15 12-13 10-11

Исходя из проведенной методики можно сделать вывод, что у Яковец Юлии преобладает абстрактно-логическое мышление, так как было допущено только 2 ошибки. За работу над вопросами учащейся была выставлена оценка 6 баллов.

Методика №5. Шкала тревожности

Цель. Выявление уровня тревожности.

Материал. Бланк для определения уровня тревожности.

Ход проведения. Испытуемому дают бланк и знакомят с инструкцией: «На этом бланке перечислены ситуации, с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружочком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3,4.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру-0.

Если она немного волнует, беспокоит тебя, обведи цифру — 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ты предпочел бы избежать ее, то обведи цифру — 2.

Если она для тебя очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведи цифру — 3.

Если ситуация для тебя крайне неприятна, если ты не можешь перенести ее и она вызывает у тебя очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведи цифру — 4.

Твоя задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у тебя опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные с училищем, общением с преподавателями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

Читайте также:  Характеристики Recaro Young Sport

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: самооценочная, межличностная и тревожность, связанная с училищем. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Училище 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

В таблице, приведенной ниже, представлены стандартные данные, позволяющие определить уровень тревожности.

Уровень тревожности Пол Общая Училище Само­оценочная Межличностная
Нормальный Ж М 30-62 17-54 7-19 4-17 11-21 4-18 7-20 5-17
Несколько повышенный Ж М 63-78 55-73 20-25 18-23 22-26 19-25 21-27 18-24
Высокий Ж М 79-94 74-91 26-31 24-30 27-31 26-32 28-33 25-30
Очень высокий Ж М Более 94 Более 91 Более 31 Более 30 Более 31 Более 32 Более 33 Более 30
«Чрезмерное спокойствие» Ж М Менее 30 Менее 17 Менее 7 Менее 4 Менее 11 Менее 4 Менее 7 Менее 5

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой, очень высокой общей тревожностью. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов.

При проведении данной методики был установлен уровень тревожности Яковец Юлии. Общий уровень тревожности у учащейся нормальный, уровень тревожности в училище и уровень в ситуациях, актуализирующих представление о себе, и в ситуациях общения также является нормальным.

Методика №6. Опросник Айзенка (подростковый)

Цель. Выявить особенности темперамента ребенка.

Ход проведения.Учащемуся предлагается текст опросника и следующая инструкция: «Перед тобой находятся вопросы об особенностях твоего поведения. Если ты отвечаешь на вопрос утвердительно («согласен»), то поставь знак «+», если отрицательно («не согласен»), то поставь знак «-». Отвечай на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Обработка. Сопоставьте полученные вами ответы с ключом, который прилагается. За каждый совпадающий с ключом ответ запишите по 1 баллу. По оценочной таблице определите уровень проявления экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

Ключ:

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» 1, 3, 9, 11,14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41,43, 46, 49, 53, 57

«нет» 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» 2, 5, 7,10,13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» 8, 16, 24, 28, 44

«нет» 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов:

Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии

Интроверсия значительная Интроверсия умеренная Экстраверсия умеренная Экстраверсия значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11-14 15-18 19-24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.

Интерпретация данных:

1. Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм — эмоциональная неустойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезмерной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высоким показателям нейротизма соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Невротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Привлекая данные из физиологии ВНД, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстра- и интровертированным типам личности. Используя данные обследования по шкалам экстра- интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова: сангвиник — экстраверт с эмоциональной устойчивостью; холерик — экстраверт с эмоциональной неустойчивостью; флегматик — интроверт с эмоциональной устойчивостью; меланхолик — интроверт с эмоциональной неустойчивостью.

Вывод:исходя из результатов проведенной методики видно, у Юли проявляются такие особенности темперамента, как умеренная экстраверсия и средняя эмоциональная устойчивость. Согласно классификации Павлова учащуюся можно отнести к сангвиникам.

Источник