- Консервация и ликвидация опасных производственных объектов
- Преимущества консервации опасных объектов
- Консервация опасного производственного объекта состоит из следующих этапов:
- Кто может разработать проект консервации объекта
- Согласно требованиям РД 09390–00 [2] комплекс мероприятий по остановке и консервации объекта (оборудования) должен обеспечить:
- Чаще всего проект разрабатывается при следующих видах консервации:
- Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО
- Последовательность событий и новостей по этой теме
- Консервация основных средств: налоговый и бухгалтерский учет
- Что такое консервация основных средств
- Какое имущество подвергается консервации ОС
- Как оформить консервацию
- Отражение консервации в учете
- Амортизация законсервированных объектов в налоговом учете
- Консервация основных средств в УСН
- Имущественные налоги при консервации основных средств
- Как проводится консервация основных средств
- Что представляет собой консервация ОС?
- В каких случаях проводится консервация?
- Последствия консервации основных средств
- Какие основные средства подлежат консервации?
- Порядок оформления консервации основных средств
- Нюансы уплаты налогов
- Бухучет консервации основных средств
- Процесс завершения консервации
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
- ГАРАНТ:
Консервация и ликвидация опасных производственных объектов
Проект консервации ОПО — проект, разрабатываемый для определения соответствия требованиям безопасного проведения работ на опасном производственном объекте при проведении консервации технических устройств, а также работ по расконсервации и последующем вводе оборудования в эксплуатацию.
Консервация оборудования — временная приостановка работы оборудования, сопровождающаяся рядом организационных и технических мер, направленных на долгосрочное сохранение опасных производственных объектов, предохраняющих оборудование от разрушений под влиянием окружающей среды во время простоя.
В проекте консервации опасного производственного объекта предусматриваются организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность, как при остановке опасного объекта, так и при его сохранности, в том числе недопущение разрушения опасного производственного объекта и обеспечение его работоспособности после окончания срока консервации. Консервация опасного производственного объекта и оборудования для его долгосрочного сохранения проводится на срок от 1 до 10 лет на объектах газового, котельного, теплоэнергетического или иного оборудования повышенной опасности.
Преимущества консервации опасных объектов
Несмотря на сложность процедуры консервации опасных производственных объектов, существует целый ряд преимуществ консервации оборудования для владельцев предприятия, не планирующих эксплуатацию такого оборудования в течение длительного времени:
- Оборудование и объект становятся не поднадзорны Ростехнадзору (на время консервации);
- Предотвращение разрушения временно неиспользуемого объекта и оборудования;
- Отсутствуют затраты на проведение текущих и капитальных ремонтов оборудования;
- Провести консервацию дешевле и выгоднее чем ликвидировать объект.
Необходимо понимать, почему понадобилась консервация оборудования, ведь есть иные методы (менее затратные) решения вопросов, не прибегая к консервации оборудования. Так же важно помнить, что к консервации оборудования лучше прибегать в случаях консервации объекта на срок не менее 1 года, в ином случае положительный и экономический эффект будет минимален.
Консервация опасного производственного объекта состоит из следующих этапов:
- Разработка проекта на консервацию;
- Проведение экспертизы промышленной безопасности проекта консервации опасного производственного объекта;
- Консервации опасных объектов и оборудования в объеме определенным проектом консервации;
- Подготовка поверхности консервируемого объекта и его элементов для консервации;
- Распыление антикоррозийного порошкообразного или жидкостного летучего ингибитора;
- Упаковка оборудования;
- Проведение перерегистрации предприятия в госреестре Ростехнадзора, с целью исключения законсервированных объектов из реестра Ростехнадзора на время консервации.
Кто может разработать проект консервации объекта
Разработкой проекта на консервацию объекта может разработать только проектная организация, состоящая в Саморегулируемой организации и имеющая действующее Свидетельство СРО на договорной основе.
Требование к разработчикам проекта на техническое перевооружение опасного производственного объекта следующие:
- обязательное наличие аттестации в области промышленной безопасности соответствующей объекту проектирования;
- свидетельство саморегулируемой организации (СРО) в области проектирования.
В связи с тем, что проект на консервацию сложный технический документ предусматривающий множество нюансов, имеет смысл обращаться в проектную организацию имеющую опыт в разработке проектов на ликвидацию ОПО, где в короткие сроки будет разработан проект.
Компания НИПИ ТЭНГ имеет все необходимые документы и соответствующий опыт работы
В рамках разработки проекта должны быть приняты меры по обеспечению безопасности населения, сохранности окружающей среды, зданий и сооружений в радиусе действия зоны влияния консервации ОПО. Поэтому технические мероприятия при консервации опасных объектов включают в себя целый ряд специальных процедур.
Такой сложный процесс обусловлен длительностью периода, на который производится сама консервация опасных объектов на срок от 1 до 10 лет, так и для исполнения всех требований по обеспечению безопасности людей и окружающей среды в течение срока консервации.
Согласно требованиям РД 09390–00 [2] комплекс мероприятий по остановке и консервации объекта (оборудования) должен обеспечить:
- соответствие проводимой предприятием технической политики современным требованиям к производству и экономическому состоянию организации (подразделения) и его конкретным интересам в планируемый период;
- расчет средств, материалов, оснащения, реагентов, энергоресурсов и людских ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий;
- порядок подготовки объекта к остановке и консервации с учетом мер по безопасной остановке различных видов оборудования, его сохранности, требований паспортов и нормативных документов;
- порядок разработки и оформления организационно-технической и распорядительной документации (проектной – при необходимости);
- оптимизацию затрат на остановку, текущее обслуживание и последующий ввод объекта в эксплуатацию;
- организацию и координацию работ задействованных служб предприятия;
- готовность к вводу в эксплуатацию в установленном порядке по окончании срока консервации;
- проведение полного и (или) частичного капитального ремонта, диагностирования, метрологического контроля;
- порядок разработки декларации промышленной безопасности на консервируемый объект или исключение этого объекта из действующей декларации промышленной безопасности.
Чаще всего проект разрабатывается при следующих видах консервации:
- теплоэнергетического оборудования;
- энергетического оборудования;
- технологического оборудования;
- сосудов, работающих под давлением;
- химического оборудования;
- промышленных и производственных зданий;
- газового оборудования;
- котельного оборудования;
- насосного оборудования.
Специалисты компании НИПИ «ТЭНГ» ответят на любые вопросы по консервации опасного производственного объекта.
Источник
Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО
Вопрос от 17.07.2019:
Согласно п. 29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495) [новый документ], для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты им признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
- ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
- утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли исключать из государственного реестра опасные производственные объекты, выведенные из эксплуатации путем консервации (выполненной в соответствии с документацией на консервацию опасного производственного объекта с получением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности данной документации).
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18 июля 2019 г. № 100/13443, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежит, в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
После проведения в установленном порядке консервации опасного производственного объекта, опасный производственный объект подлежит исключению из реестра опасных производственных объектов на основании заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями Административного регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения реестра опасных производственных объектов, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту, с указанием причины, в рассматриваемом случае, ликвидация объекта или вывод его из эксплуатации.
Вопрос от 20.03.2018:
Ответ: Решение о консервации и расконсервации сети газораспределения и сети газопотребления принимается организацией — собственником сети газораспределения или сети газопотребления с уведомлением об этом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси.
Вопрос от 28.02.2018:
Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Требование к проведению экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию опасных объектов определено пунктом 1 статьи 13 ФЗ№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности».
Требование инспектора законно и правомочно.
Вопрос от 13.10.2017:
Ответ: Если на опасном производственном объекте не происходит технологический процесс, значит произведена остановка оборудования на длительный период с обязательной консервацией.
В соответствии со статьей 8 ФЗ-116 от 20.06.1997 консервация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в установленном порядке и имеющие положительное заключение экспертизы.
При полной реализации проектных решений на консервацию ОПО (подтвержденных соответствующими документами) объект утрачивает признаки опасности и на нем не может возникнуть аварийная ситуация, и локализация всех нештатных ситуаций осуществляется в соответствии с разработанной инструкцией.
На период частичного выполнения проектных решений по консервации — объект считается находящимся в стадии эксплуатации и на него распространяются требования норм промышленной безопасности в установленном порядке.
Вопрос от 05.06.2017:
Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», консервация опасного производственного объекта должна осуществляться на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Требований о запрете консервации технических устройств и о необходимости разработки документации на консервацию технических устройств и сооружений, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.
Вопрос от 09.03.2016:
Прошу разъяснить, требуется ли исключать из перечня адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, адрес, опасные производственные объекты по которому находятся на консервации.
Ответ: Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (зарегистрировано в Ростехнадзоре за вх. № 0-2207 от 12.02.2016) о необходимости исключения из раздела лицензии «места осуществления лицензируемого вида деятельности» опасных производственных объектов, находящихся на консервации.
Указанные нормы не предусматривают необходимость переоформления лицензии с исключением адреса опасного производственного объекта, находящегося на консервации.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение (часть 8 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) из соответствующего раздела лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности адреса места нахождения опасного производственного объекта при его консервации на срок не менее года.
Комментарий от нас:
С сентября вступает в силу новый регламент Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 №140 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», в котором в качестве одного из оснований исключения из Реестра ОПО указывается «вывод ОПО из эксплуатации по причине консервации на срок более 1 года». При этом необходимо предоставить сведения о документации на консервацию с зарегистрированной экспертизой и копию акта о консервации на срок более года.
На правах рекламы:
Наша организация выполняет работы по разработке документации на консервацию любых видов ОПО с экспертизой промышленной безопасности. В реестр Ростехнадзора вносим заключение сами. Оказываем помощь при формировании комплекта документов для исключения ОПО из гос.реестра.
Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Источник
Консервация основных средств: налоговый и бухгалтерский учет
Консервация основных средств это комплекс мероприятий, которые помогут сохранить объект в период его простоя. Компания сама разрабатывает образцы актов и приказов о консервации и расконсервации активов. Затраты на мероприятия можно учесть в налоговом и бухгалтерском учете.
Что такое консервация основных средств
В ходе деятельности организации может появиться необходимость в приостановке использования транспорта, сооружения, оборудования, производственной линии, цеха. Тогда руководство предприятия имеет право принять решение о консервации этого объекта основных средств (далее ОС) на определенное время.
Консервация основных средств – работы по доведению временно неиспользуемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается наилучшая сохранность их технических (технологических, эксплуатационных) свойств, уменьшается воздействие негативных факторов окружающей среды и т. п.
Какое имущество подвергается консервации ОС
Такое решение предприятие может принять в отношении принадлежащих ему ОС. К ним относятся, например, станки, оборудование, здания и т.д. Т.е. это имущество, учтенное на счете 01.
Не могут быть законсервированы материалы, товары для перепродажи, продукция, полуфабрикаты.
Пока нет отчетности, освежите свои знания о первичке — пройдите новый тест про УПД. После теста подарок за старания — карманные памятки по проверке первички. Мы составили их вместе со специалистом ФНС.
Как оформить консервацию
Решение о консервации основного средства должно быть оформлено приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:
- причины консервации;
- срок нахождения основного средства на консервации;
- сотрудников, ответственных за консервацию основного средства и последующую его расконсервацию;
- сотрудников, ответственных за сохранность законсервированного основного средства.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Приказ является только намерением о переводе основного средства на консервацию.
Подтвердить же фактическую консервацию основного средства им нельзя. Ведь консервация предполагает выполнение определенных работ по доведению временно не используемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается наилучшая их сохранность. Соответственно, при расконсервации необходимо выполнить работы по доведению основного средства до состояния, в котором его можно эксплуатировать.
Унифицированных бланков акта о консервации и акта о расконсервации основного средства нет. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно.
Ответственных работников надо ознакомить с этим приказом.
Перечень мероприятий или ссылка на проведение необходимых мероприятий позволит обосновать экономическую целесообразность расходов. Это является одним из условий принятия затрат при расчете налога на прибыль.
Срок же поможет приостановить начисление амортизации по ОС. Дело в том, что по основным средствам на консервации более 3 месяцев можно прекратить начислить амортизацию.
Образец приказа о консервации основных средств
Налог на имущество нужно платить с кадастровой стоимости, установленной для конкретного помещения. Нельзя самостоятельно определить стоимость необходимой площади от общей расчетным путем, исходя из кадастровой стоимости всего здания. Но есть выход – ФНС разъяснила сложный момент в расчете налога на имущество.
Инвентаризация — необходимое мероприятие, проводимое перед началом консервации. Она позволяет проверить фактическое наличие, комплектность и состояние имущества.
Инвентаризацию можно оформить как по установленным формам инвентаризационной описи ИНВ-1 и сличительной ведомости ИНВ-18, так и по разработанной предприятием форме.
На основании приказа руководителя в организации проводят дальнейшие работы по подготовке и консервированию ОС с целью сохранения возможности использования объекта после окончания срока приостановки использования. Например, технологические работы.
В результате оформляют Акт перевода объекта ОС на консервацию (или Акт о консервации объекта).
В акте указывают:
- перечень переведенных объектов;
- дату начала консервации;
- срок консервации;
- действия, предпринятые в ходе перевода объекта;
- произведенные при переводе затраты ресурсов;
- сотрудников, ответственных за сохранение ОС;
Дополнительно можно указать действия, которые необходимы в период простоя актива для обеспечения сохранности и поддержания возможности дальнейшего использования объекта. Как вариант для таких целей можно разработать и отдельный документ.
Акт подписывает руководитель организации и комиссия, осуществляющая консервацию объекта.
Образец акта о консервации основного средства
Месяц, с которого прекращается и возобновляется начисление амортизации для целей бухучета, организация должна установить самостоятельно. Выбранный вариант приостановки и возобновления начисления амортизации отразите в учетной политике организации для целей бухучета. Подробнее о том, с какого момента в бухучете нужно прекратить, а затем возобновить начисление амортизации по основному средству, переведенному на консервацию на срок свыше трех месяцев, смотрите тут.
Отражение консервации в учете
При консервации основного средства на срок не более трех месяцев амортизацию по нему начисляйте. Если основное средство законсервировано на срок свыше трех месяцев, то начисление амортизации по нему приостановите. В этом случае возобновите начисление амортизации после расконсервации основного средства. Такой порядок установлен в пункте 23 ПБУ 6/01 и пункте 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н.
Для целей бухучета продление срока полезного использования в связи с консервацией основного средства на срок выше трех месяцев не предусмотрено. Однако в бухучете начислять амортизацию можно и после окончания срока полезного использования (п. 22 ПБУ 6/01). Поэтому после расконсервации амортизацию по основному средству начисляйте в порядке, действовавшем до начала консервации.
Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- на консервации и т. д.
Учет основных средств по степени использования можно вести с отражением или без отражения на счете 01 (03). Так, при консервации сроком свыше трех месяцев целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете «Основные средства на консервации». Такой подход согласуется с пунктом 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н.
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– переведено на консервацию основное средство.
После расконсервации основного средства сделайте проводку:
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) субсчет «Основные средства на консервации»
– расконсервировано основное средство.
При проведении консервации и расконсервации основных средств у организации могут возникнуть расходы. Например, материальные расходы (различные смазочные и упаковочные материалы), расходы на демонтаж и монтаж оборудования и т. п. Расходы на проведение консервации и расконсервации, а также затраты на содержание законсервированных основных средств отразите в бухучете в составе прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 10 (23, 60, 68, 69, 70. )
– учтены расходы по консервации, расконсервации и содержанию законсервированных основных средств.
В июле приказом руководителя ООО «Производственная фирма «Мастер»» производственная линия была переведена на консервацию на 4 месяца. Первоначальная стоимость производственной линии составляет 780 000 руб.
«Мастер» применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально. Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете «Мастер» начисляет линейным методом. Операций, не облагаемых НДС, организация не выполняет.
В июле расходы «Мастера» на проведение работ по консервации производственной линии составили:
– 500 руб. – материальные расходы (различные смазочные и упаковочные материалы);
– 1000 руб. – зарплата сотрудников, проводивших работы по консервации производственной линии (с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний).
В ноябре производственная линия была расконсервирована. Расходы «Мастера» на проведение работ по расконсервации состояли из зарплаты сотрудников, проводивших работы по консервации производственной линии (с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) в сумме 1000 руб.
С августа по ноябрь бухгалтер «Мастера» не начислял амортизацию по законсервированной производственной линии в бухгалтерском и налоговом учете. С декабря бухгалтер возобновил начисление амортизации по производственной линии. Как до, так и после консервации ежемесячная сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского и налогового учета составила 13 000 руб.
В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие записи.
В июле:
Дебет 01 субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 780 000 руб. – переведена на консервацию производственная линия;
Дебет 91-2 Кредит 10 (70, 69)
– 1500 руб. (1000 руб. + 500 руб.) – учтены расходы на проведение работ по консервации производственной линии;
Дебет 25 Кредит 02
– 13 000 руб. – начислена амортизация по производственной линии.
В ноябре:
Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 субсчет «Основные средства на консервации»
– 780 000 руб. – расконсервирована производственная линия;
Дебет 91-2 Кредит 70 (69)
– 1000 руб. – учтены расходы на проведение работ по расконсервации производственной линии.
В декабре:
Дебет 25 Кредит 02
– 13 000 руб. – начислена амортизация по производственной линии.
Входной НДС со стоимости материалов, использованных при проведении работ по консервации основного средства, бухгалтер «Мастера» принял к вычету.
Остаточную стоимость законсервированной производственной линии бухгалтер «Мастера» учел при расчете налога на имущество.
Налоговую базу по налогу на прибыль бухгалтер уменьшил на расходы на выполнение работ по консервации и расконсервации производственной линии:
– 1500 руб. (1000 руб. + 500 руб.) – учтено при составлении декларации по налогу на прибыль за девять месяцев текущего года;
– 1000 руб. – учтено при составлении декларации по налогу на прибыль за год.
Кроме того, при составлении декларации по налогу на прибыль бухгалтер учел амортизационные отчисления по производственной линии.
При необходимости консервацию основного средства можно продлить, о чем в организации издают соответствующий приказ.
Компания может принять к вычету НДС со стоимости материалов (работ, услуг), приобретенных для консервации (расконсервации) и содержания законсервированного основного средства. Но так поступить можно при одном условии.
Амортизация законсервированных объектов в налоговом учете
При консервации основного средства на срок не более трех месяцев амортизацию по нему начисляйте в обычном порядке. Если срок консервации превышает три месяца, приостановите амортизацию объекта (п. 3 ст. 256 НК).
Прекратите начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором передали основное средство на консервацию (п. 6 ст. 259.1, п. 8 ст. 259.2 НК). При нелинейном методе уменьшите суммарный баланс амортизационной группы на сумму остаточной стоимости переданного на консервацию основного средства (п. 8 ст. 259.2 НК). Возобновите начисление амортизации со следующего месяца после расконсервации основного средства (п. 7 ст. 259.1, п. 9 ст. 259.2 НК). Подробнее читайте С какого момента нужно прекратить начислять амортизацию в налоговом учете.
После расконсервации объекта срок полезного использования не продлевайте. Продолжайте начислять амортизацию до полного списания стоимости основного средства (письмо Минфина от 01.04.2020 № 03-03-06/1/25858). Минфин прямо указывает, что срок амортизации не обязательно должен равняться сроку полезного использования (письмо от 02.07.2020 № 03-03-07/57451).
Порядок налогового учета расходов на консервацию (расконсервацию) зависит от назначения законсервированного имущества организации. Мы выяснили у Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса, как учесть при расчете налога на прибыль расходы на консервацию основного средства.
Консервация основных средств в УСН
Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на консервацию основных средств не уменьшают. При данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК).
Для организаций на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на консервацию уменьшают налоговую базу при условии, что они перечислены в статье 346.16 НК. Например, при расчете единого налога можно учесть:
- материалы (например, смазочные и упаковочные материалы) на содержание законсервированного основного средства (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК);
- зарплату сотрудников, выполняющих работы по консервации основного средства (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК).
Налоговую базу уменьшайте по мере возникновения и оплаты расходов на консервацию основных средств (п. 2 ст. 346.17 НК).
Имущественные налоги при консервации основных средств
Основные средства в период нахождения на консервации не перестают облагаться:
- налогом на имущество (ст. 375 НК);
- транспортным налогом (ст. 358 НК).
Источник
Как проводится консервация основных средств
Консервация основных средств применяется в период простоя. Данное мероприятие – право, но не обязанность работодателя.
Что представляет собой консервация ОС?
Основные средства представляют собой собственность компании. К ним относятся земельные участки, постройки, оборудование и прочее. Консервация ОС – это комплекс мероприятий по временному завершению эксплуатации одного или нескольких основных средств. Основная особенность рассматриваемого мероприятия – введение ОС в эксплуатацию спустя срок, указанный в документах.
Суть процедуры объясняется его названием. Консервация обозначает сохранение. Цель мероприятия – сохранение качества и характеристик ОС, количества средств на расчетных счетах. При этом также снижаются или прекращаются вовсе расходы на эксплуатацию средств. Одновременно с этим ОС не приносит никакой прибыли.
ВАЖНО! Максимальный срок консервации составляет 3 года. В некоторых случаях его можно продлить.
В каких случаях проводится консервация?
Консервация актуальна при наличии следующих обстоятельств:
- Завершились сезонные работы, а потому оборудование перестает эксплуатироваться до следующего сезона. К примеру, компания использует зимой снегоуборочное оборудование. Летом оно, естественно, не используется. В этом случае актуальной становится консервация.
- Временный простой на предприятии. К примеру, на производство поставили недостаточное количество нитей. В связи с этим работы не могут продолжаться. До поставки нитей в полном объеме эксплуатация оборудования приостанавливается.
- В связи с недостатком средств и экономической неэффективностью были проведены сокращения. К примеру, закрылся цех.
- ОС сломалось и было переведено на ремонт.
То есть консервация нужна, когда ОС временно не эксплуатируется по различным причинам.
Последствия консервации основных средств
Консервация подразделяется на два основных этапа:
- Фактическое завершение эксплуатации.
- Фиксация сведений в соответствующих документах, а также в программе бухучета.
Консервация предполагает документальное оформление. Это добровольная процедура. То есть предпринимателю не обязательно составлять документы. Можно просто прекратить эксплуатацию. С другой стороны, лицу выгодно именно провести полноценную консервацию. Рассмотрим последствия этой процедуры:
- Уменьшается налог на прибыль. Расходы на техническое обслуживание, выплату заработка, амортизацию и прочее могут быть включены в состав внереализационных трат. На сумму данных трат сокращается налогооблагаемая база на основании того, что ОС перестает эксплуатироваться с целью получения прибыли.
- Амортизация начисляться не будет при консервации длительностью 3 и более месяцев. База для определения налога на собственность компании сокращаться не будет вследствие того, что остаточная стоимость ОС не уменьшается.
- Срок полезной эксплуатации растягивается на продолжительность начисления амортизации.
- Становится удобнее вести бухучет. Бухгалтер открывает субсчет 01 «ОС на консервации». В 1С есть возможность отключить амортизационные начисления по неиспользуемым ОС.
У консервации больше плюсов, чем минусов, а потому она довольно часто применяется.
Какие основные средства подлежат консервации?
Консервировать можно любой объект, который относится к ОС. То есть который зафиксирован на счете 01. Для указания предмета на этом счете должны быть соблюдены условия:
- ОС эксплуатируется в рамках производства, требуется или для работы компании, или для управления ей. К примеру, к ОС относится служебное авто, но не относится монумент из мрамора.
- Объект эксплуатируется больше года. То есть объекты краткосрочной эксплуатации (упаковка и прочее) не будут отнесены к ОС.
- Компания не планирует перепродавать предмет. К примеру, имущество, приобретенное для дальнейшей реализации, к основным средствам не относится.
- Предполагается, что объект принесет выгоду. К примеру, земельный участок компании используется для высаживания овощей с их дальнейшей продажей.
К ОС будут относиться здания, служебные транспортные средства, оборудование, оргтехника, природные ресурсы.
ВНИМАНИЕ! Природные ресурсы не консервируются, так как на них не начисляется амортизация. То есть утрачивается мотивация к проведению мероприятия.
Порядок оформления консервации основных средств
Оформление консервации детально регламентируется для бюджетных и государственных структур. Порядок процедуры для коммерческих организаций является менее строгим. Консервация подразделяется на следующие этапы:
- На общем собрании принимается решение о консервации.
- На основании решения составляется приказ.
- Осуществляется инвентаризация основных средств.
- Выполняется акт о переводе ОС на сохранение.
- Изменившийся статус имущества фиксируется в программе 1С.
Составляется приказ о переводе ОС в консервацию. Нужен он для фиксации намерения руководства. Это необходимая бумага. На ней должна стоять подпись руководителя компании. В документе указываются следующие данные:
- Основания для перевода объекта в сохранение.
- Срок консервации.
- Лица, ответственные за процедуру.
Также оформляется акт консервации. Нужен он для фиксации уже выполненной процедуры. Составляется по желанию руководителя. На документе ставится подпись участников комиссии и руководителя. В нем указываются следующие сведения:
- Перечень объектов, которые консервируются.
- Дата начала процедуры.
- Траты на консервацию.
Документ составляется в произвольной форме.
Нюансы уплаты налогов
В рамках консервации уплачивается как транспортный налог, так и налог на имущество. Если организация находится на ОСНО, налоговое бремя уменьшается на эту сумму. НДС восстанавливать не требуется. Однако иногда такая необходимость появляется:
- Законсервированные ОС переходят в уставной капитал другой компании.
- Компания переходит на другую налоговую систему.
- Собственность после прекращения консервации будет эксплуатироваться в работе, которая не облагается НДС.
Во всех этих случаях нужно искать первичную документацию, а затем восстанавливать НДС.
Бухучет консервации основных средств
Перевод ОС на сохранение фиксируется в бухучете после подписания приказа и утверждения акта. Даже после перевода объекта в консервацию он продолжает числиться в составе ОС. Для фиксирования объектов в бухучете открывается субсчет «ОС на консервации».
Консервация предполагает ряд трат. К примеру, затраты на транспортировку. Они относятся к внереализационным тратам, так как не принимают участия в производстве.
Процесс завершения консервации
Важно не только правильно ввести предмет в консервацию, но и вывести его из сохранения.
Расконсервация выполняется тогда, когда принимается решение о необходимости в эксплуатации объектов или же по завершении срока действия консервации. Данное решение нужно оформить при помощи приказа о прекращении консервации.
После расконсервации начинает начисляться амортизация. Начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем оформления приказа о прекращении сохранения объекта.
Источник
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
30 сентября 2011 г.
Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Установлен порядок консервации объекта капстроительства.
Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.
В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).
После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель — зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.
Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).
Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).
Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Источник