- Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля
- Рулить научат
- ПАМЯТКА КУРСАНТУ «АВТОШКОЛЫ ДРАЙВЕР»
- I. Начало движения ТС с места от тротуара
- II. Переключение передач (скоростей) во время движения автомобиля
- III. Преднамеренная остановка автомобиля
- IV. Экстренная остановка (для предотвращения ДТП)
- V. Проезд регулируемых перекрестков
- VI. Проезд нерегулируемых перекрестков
- СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ ПЕРЕДАЧ
- Инструкция для курсантов автошколы
- Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.
- ИОТ — 051 — 2001.Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля
Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля
Инструкция по охране труда
при обучении вождению автомобиля
1. Общие требования безопасности
1.1. К обучению вождению автомобиля под руководством инструктора допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При обучении вождению автомобиля возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— вождение технически неисправного автомобиля;
— столкновение со встречным транспортом или другими препятствиями при нарушение правил дорожного движения;
— травмирование рук при устранение неисправностей при работающем двигателе или при пользовании неисправным инструментом.
1.4. Учебный автомобиль для обучения вождению должен быть оснащен дублирующими педалями механизма сцепления и тормоза для инструктора, зеркалами заднего вида с правой и левой сторон, опознавательным знаком спереди и сзади с буквой «У», а также огнетушителем и медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием обучающегося инструктор должен сообщить об этом с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей администрации учреждения, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок обучения вождению и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом обучения вождению
2.1. Внешним осмотром проверить исправность учебного автомобиля.
2.2. Проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями.
2.3. Путем пробного запуска двигателя убедиться в нормальной работе всех систем автомобиля, контрольных приборов и работе сигнализации.
3. Требования безопасности во время обучения вождению
3.1. Строго соблюдать дисциплину, точно выполнять указания инструктора.
3.2. Обучение вождению должно проводиться только на технически исправных автомобилях, полностью укомплектованных инструментом и принадлежностями.
3.3. Первоначальное обучение вождению должно проводиться на специально выделенных и оборудованных площадках (автодромах). При переходе для обучения вождению с учебной площадки на улицы населенного пункта и дороги необходимо руководствоваться учебными маршрутами, которые должны быть рассмотрены педагогическим советом учебного заведения, согласованы с местными органами ГИБДД и утверждены руководителем учебного заведения.
3.4. Обучающимся запрещается самостоятельно без инструктора занимать место в кабине автомобиля, запускать двигатель и трогаться с места.
3.5. При движении строго соблюдать правила дорожного движения, не превышать установленной скорости движения, не выезжать на полосу встречного движения, не допускать резких, внезапных поворотов, резкого торможения, неправильного обгона.
3.6. При каждой, даже кратковременной остановке, затормаживать автомобиль стояночным тормозом.
3.7. Передача управления автомобилем другому обучающемуся должна производиться только в специально установленном месте, при остановленном, заторможенном автомобиле и заглушенном двигателе.
3.8. Запрещается обучение вождению автомобиля в темное время суток, в условиях ограниченной видимости, во время гололеда, а также на скользком грунте.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. В случае появления неисправности в работе двигателя, контрольных приборов или систем, принять вправо, съехать на обочину дороги, выключить двигатель и затормозить автомобиль стояночным тормозом. Устранение неисправности при работающем двигателе запрещается. Движение возобновляется только после устранения неисправности.
4.2. При плохом самочувствии остановить автомобиль и сообщить об этом инструктору.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании обучения вождению
5.1. Поставить автомобиль на место стоянки, выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и привести его в порядок.
5.2. Проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями.
5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Источник
Рулить научат
Новые требования к тем, кто обучает будущих водителей управляться с рулем и педалями, зарегистрированы минюстом. Вступят в силу они уже 28 октября.
В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.
В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.
Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.
Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу — это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.
Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.
Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.
— Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.
Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.
— Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, — считает Татьяна Шутылева. — Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.
А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.
Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.
Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель — 14 погибших.
А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.
Источник
ПАМЯТКА КУРСАНТУ «АВТОШКОЛЫ ДРАЙВЕР»
I. Начало движения ТС с места от тротуара
1. Сесть в машину, закрыть дверь, занять удобное для себя положение, подогнав сидение по своему росту.
2. Отрегулировать зеркала заднего и бокового вида для удобного обзора дорожной обстановки.
3. Подогнать ремень безопасности и пристегнуть его.
4. Проверить положение и при необходимости переместить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
5. Убедиться, что стояночный тормоз находиться в заторможенном положении.
6. Выжать педаль сцепления, включить зажигание поворотом ключа, пустить двигатель.
7. Включить указатель левого поворота.
8. Плавно перевести рычаг переключения для включения первой передачи, включить передачу.
9. Оценить спереди и сзади через зеркала заднего и бокового вида дорожную обстановку, убедиться в отсутствии помех.
10. Увеличить число оборотов двигателя, слегка отпустив педаль сцепления до начала его срабатывания.
11. Снять автомобиль со стояночного тормоза, нажав на кнопку фиксации стояночного тормоза, опустив рычаг тормоза вниз.
12. Продолжить увеличение числа оборотов двигателя нажатием на педаль управления дроссельными заслонками, одновременно отпуская педаль сцепления до полного его включения.
13. Убрать ногу с педали сцепления.
14. Убедиться в отсутствии помех сзади, постепенно занять необходимую полосу движения и выключить указатель поворота.
II. Переключение передач (скоростей) во время движения автомобиля
1. При разгоне автомобиля:
а) После трогания автомобиля с места, не убирая ногу с педали сцепления, но и не давя на неё, плавно нажимая на педаль газа, разогнать автомобиль до минимальной скорости второй передачи (20 км/час). При этом автомобиль должен проехать не более 5-15 м.
б) Прекратив нажимать на педаль газа, нажать на педаль сцепления и включить вторую передачу, затем отпустить педаль сцепления.
в) Вновь, не снимая ноги с педали сцепления, разогнать автомобиль нажатием на педаль газа до минимальной скорости третьей передачи (40 км/ч) и включить её.
г) Разогнать автомобиль до минимальной скорости четвертой передачи и включить её.
2. При снижении скорости:
а) Снизить скорость движения до минимальной скорости той передачи, которую Вы хотите включить и включите нужную передачу.
б) В зависимости от дорожной обстановки снижать скорость можно:
— только прекращением давления на газ;
— нажатием на педаль тормоза;
— одновременным нажатием на педаль сцепления и тормоза.
III. Преднамеренная остановка автомобиля
1. Оценить дорожную обстановку.
2. Включить указатель поворотов.
3. Снижая скорость плавно без рывков и резкого поворота смещать автомобиль в нужном направлении.
4. В нужный момент остановить автомобиль полным нажатием на сцепление и тормоз.
5. Немедленно сразу после полной остановки автомобиля, в обязательном порядке, не снимая ног с педалей тормоза и не снижая давления на них, выключить передачу (скорость), поставив рычаг переключения КПП в нейтральное положение.
6. Поднять рычаг ручного тормоза.
7. Плавным движением отпустить педаль сцепления.
8. Плавным движением отпустить педаль тормоза.
9. Выключить указатель поворотов.
10. При необходимости заглушить двигатель.
IV. Экстренная остановка (для предотвращения ДТП)
1. При хорошем сцеплении автомобиля с дорогой быстро и сильно нажать на педаль тормоза, не отпуская до полной остановки.
2. При плохом сцеплении с дорогой (гололедица) тормозить частыми, резкими, но не очень сильными нажатиями на педаль тормоза. Если позволяет расстояние и время, одновременно попытаться быстро переключиться на более низкую передачу, т.е.тормозить двигателем.
V. Проезд регулируемых перекрестков
1. Оценивая и прогнозируя дорожную обстановку с учетом ПДД, необходимо перед перекрестком ехать с прежней скоростью или увеличить скорость автомобиля, чтобы успеть на зеленый сигнал светофора или разрешающий жест регулировщика; или замедлить движение, если есть вероятность появления запрещающего сигнала или его наличие.
VI. Проезд нерегулируемых перекрестков
1. Перед проездом нерегулируемых перекрестков (если движение осуществляется не по главной дороге) необходимо к нему подготовиться:
а) оценить дорожную обстановку;
б) включить указатель поворота, если на перекрестке движение осуществляется не по прямой (примерно за 5-7 сек. До выполнение маневра);
в) не доезжая до перекрестка 50-5 м в зависимости от скорости движения и сложности перекрестка, переключиться на ту передачу, на которой Вы хотели бы проехать перекресток без остановки, если будет такая возможность.
2. К перекрестку не просто подъезжать, а «подкрадываться», т.е. держать левую ногу на педали сцепления, а правую на педали газа. Быть предельно внимательным, изучить дорожную остановку и в любой момент быть готовым остановить автомобиль.
3. Если возникнут помехи, быстро остановить автомобиль перед пересечением проезжих частей дороги.
СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ ПЕРЕДАЧ
1 передача – скорость от 0 км/час до 20 км/час
2 передача – скорость от 20 км/час до 30 км/час
3 передача – скорость от 30 км/час до 50 км/час
4 передача – скорость от 50 км/час и выше
Источник
Инструкция для курсантов автошколы
Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.
А вот последовательность действий перед началом движения становится важной, когда водитель уже освоил базовые навыки управления автомобилем, закончил курсы водителей и становится актуальным вопрос о самостоятельной езде. И тем не менее важно с самого начала понимать, что правильные подготовительные действия закладывают фундамент для дальнейшего комфортного и безопасного движения. Ведь ездить с автоинструктором ученик будет не вечно. Рано или поздно, каждый сдаёт экзамен в ГАИ и начинается самостоятельная водительская практика. Во время учебной езды ученик может полностью сосредоточиться на вождении. А вопросы технического состояния автомобиля и его подготовки к движению на первых порах касаются только обучающего вождению.
Любой водитель независимо от стажа и опыта обязан(если он действительно хочет быть хорошим водителем) выполнять необходимый минимум проверочных и тестовых действий, которые предшествуют началу движения или проводятся в самом начале движения. Мы подходим к автомобилю. Что интересно, во многих крупных компаниях, сотрудники которых эксплуатируют служебный автотранспорт, в памятке для водителя, или в служебной инструкции водителя записано, что сначала водитель должен определить, насколько необходима данная поездка. Такая постановка вопроса может показаться странной. Мы привыкли жить по наитию, на рефлексах. Однако подключать иногда разум, думать прежде чем сделаешь что-то, не помешало бы. Предположим, что вопрос о необходимости поездки решён нами положительно. Ехать нужно, и сомнений в этом нет. Подходим к автомобилю и, обходя его со всех сторон, производим внешний осмотр на предмет целостности лакокрасочного покрытия. Если за время нашего отсутствия на кузове появились царапины или вмятины, лучше узнать об этом сразу, а не через несколько дней, когда определить, как и при каких обстоятельствах они появились, будет затруднительно. Задача внешнего осмотра состоит не только в поиске царапин или вмятин, но также в поиске и выявлении любых внешних повреждений. Это могут быть повреждения боковых зеркал, колёс и внешних световых приборов. Обнаружив их, мы должны их как-то зафиксировать. В настоящее время такая задача облегчилась в связи с тем, что даже в простеньком сотовом телефоне есть фотокамера. Вот её и используем для фиксации повреждений.
Обнаружив какие-либо повреждения, водитель после их фиксации определяет, что делать дальше. Это, конечно, зависит от того, насколько серьёзны повреждения. Может возникнуть необходимость зафиксировать повреждения официально, вызвав ГАИ или полицию, что в большинстве случаев и надо делать. Проверяем колёса. Сначала визуально, а хотя бы раз в неделю и с помощью манометра, определяем давление в покрышках. Имеем в виду, что разницу в полатмосферы вы сможете определить и на глаз, безо всякого прибора. Рабочее давление (обычно около 2 атм) устанавливается заводом-изготовителем транспортного средства. Если давление сильно отличается от необходимого значения, нарушается устойчивость транспортного средства , особенно если все колёса накачаны с различными отклонениями от нормы, и увеличивается износ покрышек. При «недокаченных» колёсах увеличивается и расход топлива.
Если же мы принимаем решение продолжить подготовку к началу движения, то осматриваем поверхность дороги под автомобилем. Нас интересует наличие следов утечки технологических жидкостей, коих в автомобиле не так уж и много. Масло моторное, масло гидроусилителя, масло КПП(коробки передач), тормозная жидкость, тосол (жидкость системы охлаждения двигателя), жидкость стеклоомывателя, бензин. Надо отметить, что не каждый даже опытный водитель сможет отличить масло КПП от моторного. В любом случае наличие под двигателем или около колёс подозрительных влажных следов является поводом для более тщательной проверки и поиска потенциальных источников утечки. Возможно, повреждён какой-либо шланг или хомут. В любом случае течей не должно быть, а при их обнаружении от них надо избавляться. Если утечка масла, которая не была своевременно обнаружена, может привести к поломке двигателя, то утечка топлива может привести к пожару.
Садимся в автомобиль, настраиваем водительское кресло, салонное и боковые зеркала, заводим двигатель. Прислушиваемся к его работе. Убеждаемся в том, что на панели приборов лампочки давления масла и зарядки аккумулятора погасли сразу после пуска двигателя. Проверяем работоспособность ремней безопасности а также всей электрики. Стеклоочистители, сигналы поворотов, фары, вентилятор отопителя, звуковой сигнал, работоспособность системы обогрева заднего стекла и боковых зеркал, освещение салона. Конечно же, проверить в одиночку исправность стоп-сигналов можно только, поставив автомобиль задом к витрине или в сумерки к стене, для того чтобы можно было видеть отблеск света этих самых стоп-сигналов. Если результаты проверки положительны, всё работает, пристёгиваемся ремнём безопасности и, осмотревшись вокруг и убедившись в безопасности, начинаем движение. При этом сразу же производим два-три раза так называемое «тестовое» торможение. Тестовое торможение отличается от обычного тем, что производится с целью проверки работоспособности тормозов нашего автомобиля. Согласитесь – будет очень плохо, если рабочая тормозная система в нашем автомобиле неисправна, и мы узнаем об этом только тогда, когда столкнёмся с другим автомобилем. При тестовом торможении мы тестируем тормозную ситему на минимальной скорости и готовы воспользоваться в крайнем случае стояночным тормозом –«ручником». А вот работоспособность ручника стоит проверить ещё до начала движения. Для этого затягиваем ручник и пытаемся начать движение. Машина не хочет трогаться? Значит ручник исправен. Именно таким является порядок приоритетов начала движения у автоинструкторов нашей автошколы АвтоМотоКлуб.
Источник
ИОТ — 051 — 2001.Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля
Инструкция по охране труда
при обучении вождению автомобиля
1. Общие требования безопасности
1.1. К обучению вождению автомобиля под руководством инструктора допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При обучении вождению автомобиля возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— вождение технически неисправного автомобиля;
— столкновение со встречным транспортом или другими препятствиями при нарушение правил дорожного движения;
— травмирование рук при устранение неисправностей при работающем двигателе или при пользовании неисправным инструментом.
1.4. Учебный автомобиль для обучения вождению должен быть оснащен дублирующими педалями механизма сцепления и тормоза для инструктора, зеркалами заднего вида с правой и левой сторон, опознавательным знаком спереди и сзади с буквой «У», а также огнетушителем и медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием обучающегося инструктор должен сообщить об этом с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей администрации учреждения, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок обучения вождению и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом обучения вождению
2.1. Внешним осмотром проверить исправность учебного автомобиля.
2.2. Проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями.
2.3. Путем пробного запуска двигателя убедиться в нормальной работе всех систем автомобиля, контрольных приборов и работе сигнализации.
3. Требования безопасности во время обучения вождению
3.1. Строго соблюдать дисциплину, точно выполнять указания инструктора.
3.2. Обучение вождению должно проводиться только на технически исправных автомобилях, полностью укомплектованных инструментом и принадлежностями.
3.3. Первоначальное обучение вождению должно проводиться на специально выделенных и оборудованных площадках (автодромах). При переходе для обучения вождению с учебной площадки на улицы населенного пункта и дороги необходимо руководствоваться учебными маршрутами, которые должны быть рассмотрены педагогическим советом учебного заведения, согласованы с местными органами ГИБДД и утверждены руководителем учебного заведения.
3.4. Обучающимся запрещается самостоятельно без инструктора занимать место в кабине автомобиля, запускать двигатель и трогаться с места.
3.5. При движении строго соблюдать правила дорожного движения, не превышать установленной скорости движения, не выезжать на полосу встречного движения, не допускать резких, внезапных поворотов, резкого торможения, неправильного обгона.
3.6. При каждой, даже кратковременной остановке, затормаживать автомобиль стояночным тормозом.
3.7. Передача управления автомобилем другому обучающемуся должна производиться только в специально установленном месте, при остановленном, заторможенном автомобиле и заглушенном двигателе.
3.8. Запрещается обучение вождению автомобиля в темное время суток, в условиях ограниченной видимости, во время гололеда, а также на скользком грунте.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. В случае появления неисправности в работе двигателя, контрольных приборов или систем, принять вправо, съехать на обочину дороги, выключить двигатель и затормозить автомобиль стояночным тормозом. Устранение неисправности при работающем двигателе запрещается. Движение возобновляется только после устранения неисправности.
4.2. При плохом самочувствии остановить автомобиль и сообщить об этом инструктору.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании обучения вождению
5.1. Поставить автомобиль на место стоянки, выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и привести его в порядок.
5.2. Проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями.
5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Источник