Меню

Инструкции как акт министерства

Инструкции как акт министерства

В соответствии со ст.104 Конституции РФ среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, федеральных органов исполнительной власти нет. Тем не менее, участвовать в процессе создания норм права они могут. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер.

Приказ, распоряжение

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы федерального органа исполнительной власти. Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты:

— Наименование федерального органа исполнительной власти;

— Наименование вида документа;

Приказ может иметь заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание. Распоряжения, как правило, заголовка не имеют. В констатирующей части приказа кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Если приказ изменяет или отменяет ранее изданный документ, то текст должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Приказы (распоряжения) подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти, а в его отсутствие — лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.

Положение, правила, инструкция

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов. Положения, правила и инструкции применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

С 5 июня 1996 года по настоящее время — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах имеют особенный порядок вступления в силу. Подробнее см. Справку «Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах».

Об особенностях вступления в силу актов таможенного законодательства см. справку.

Об особенностях вступления в силу актов МСФО и МСА см. справку.

Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его (п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009).

Официальные источники опубликования:

— с 18.08.98 по настоящее время — «Российская газета»; дополнительно с 01.01.2015 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru);

— с 05.06.96 по 17.08.98 — газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

* с 29.05.2017 «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» исключен из списка источников официального опубликования.

Указом Президента РФ от 16.05.97 N 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.97 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Стоит отметить, что похожая норма содержалась еще в Постановлении Правительства РФ от 13.04.93 N 307, которое было отменено после вступления в силу ныне действующего Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763. Однако в новый Указ она сначала не вошла и была внесена позже, с 19.05.97.

Органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), находящиеся в ведении Президента РФ

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
(МВД России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— иные нормативные правовые акты.

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
Нормативные правовые акты МВД России, за исключением нормативных правовых актов, направленных в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России, вступают в силу с момента их официальной регистрации в ДДО МВД России, если в самом нормативном правовом акте МВД России не указан иной срок.
Основание: приказ МВД России от 27.06.2003 N 484.

2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их признания Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Основание: Приказ МВД России от 27.12.2016 N 897.

Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.

Источник



Порядок разработки инструкции по охране труда

Инструкция по охране труда (далее – ИОТ) – очень важный документ. С помощью этого локального акта наниматели доводят до работников безопасные методы и приемы работ на их рабочих местах, руководствуясь этим же документом наниматели (уполномоченные должностные лица нанимателей) проводят инструктажи по охране труда, которые заканчиваются проверкой знаний и допуском к работе.

Ошибочно или некорректно разработанная ИОТ может повлечь за собой несчастные случаи, аварии, инциденты, при которых нередко получают травмы или погибают работники разных специальностей. Последствия таких ситуаций – это не только трагедии в отдельно взятых семьях пострадавших работников, а также и ответственность (вплоть до уголовной с максимальным сроком 7 лет лишения свободы) для соответствующих должностных лиц, которые халатно подошли к вопросу разработки ИОТ и допуска к работе подчиненного работника.

По этой причине в процессе разработке инструкции по охране руда не должно быть места «отсебятине», этот процесс четко регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами. И как раз об этом мы и поговорим в нашей статье.

Создание инструкции по охране труда

Что такое инструкция по охране труда

В соответствии со ст.26 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 №356-З «Об охране труда» (далее – Закон):

Инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

При этом, согласно ст. 1 этого же Закона:

Типовая инструкция по охране труда – нормативный правовой акт, определяющий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), на основе которого работодатели разрабатывают с учетом местных условий и специфики своей деятельности инструкции по охране труда;

Какими нормативными правовыми актами регламентируется разработка инструкций по охране труда

Необходимость разрабатывать ИОТ определена в Законе в следующих статьях:

  1. Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. В данной статье определено, что наниматель несет обязанности по принятию локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
  2. Статья 26. Инструкции по охране труда. В данной статье определено, что:
  • работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
  • работодатели, не наделенные правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.
Читайте также:  Базовые знания о пожарной безопасности

Поскольку в статье 26 Закона указано, что разработка ИОТ должна осуществляться в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, то указанное Министерство разработало и подписало соответствующий нормативно-правовой акт.

А именно: порядок разработки ИОТ в Республике Беларусь определен в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. N 176 “Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)” (в действующей редакции) (далее – Постановление №176).

Кто обязан разрабатывать инструкции по охране труда

Разработка ИОТ осуществляется на основании приказов или письменных распоряжений руководителя организации, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ. Подготовку проекта такого приказа (распоряжения) возлагают, как правило, на инженера по ОТ

Согласно Постановлению № 176 непосредственная разработка ИОТ и подготовка их к подписанию руководителем организации должна осуществляться руководителями структурных подразделений (не инженерами по охране труда, как думают многие) с участием профсоюзов (или уполномоченных лиц по охране труда работников организации (далее – уполномоченное лицо) – для тех организаций, в которых профсоюзы не созданы).

А какова же функция инженера по охране труда на этапе разработки ИОТ?

Их несколько, инженер по охране труда:

  • составляет перечень ИОТ (основываясь на котором руководители подразделений начинают разработку ИОТ);
  • оказывает методическую помощь разработчикам инструкций (по их просьбе представляет им тексты типовых ИОТ, утвержденных Минтруд и соцзащиты, и(или) тексты нормативных правовых, технических нормативных правовых актов по теме разрабатываемой инструкции);
  • а также согласовывает разработанные инструкции (совместно с профсоюзным работником или уполномоченным лицом).

Какие бывают инструкции по охране труда

Согласно Постановлению №176 ИОТ бывают только двух видов:

  • по профессиям
  • по видам работ.

А это значит, что:

  • у вас должны быть ИОТ по всем профессиям, которые есть в штатном расписании (включая совмещение и совместителей) (например, если в штате есть дворник, то «ИОТ по уборке территории» не может подменять «ИОТ для дворника», это разные ИОТ);
  • не должно быть ИОТ по должностям (например, «ИОТ мастера участка»), для должностей предусматриваются должностные инструкции;
  • должны быть ИОТ по выполнению всех видов работ повышенной опасности (согласно утвержденному в организации перечню работ повышенной опасности).

При составлении перечня ИОТ (который составляет инженер по ОТ при участии руководителей подразделений) необходимо учитывать эти особенности и лишний раз перепроверить, а все ли профессии (включая совмещение и совместителей) имеют «свои» инструкции по охране труда

При этом, надо помнить, что наименования профессий должны быть указаны как в штатном расписании, так и в заголовке ИОТ в четком соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее –ЕТКС). Так, например, если по ЕТКС профессия звучит как «машинист буксируемой подметально-уборочной машины», то у вас в организации должна быть ИОТ со следующим названием «ИОТ для машиниста буксируемой подметально-уборочной машины», а никак не «ИОТ для машиниста машины по уборке и подметанию улиц», и тем более не «ИОТ по выполнению работ на буксируемой подметально-уборочной машине» (т.к. это ИОТ по виду работ и она не может подменять ИОТ по профессии).

Разработка и утверждение инструкций по охране труда

Разработка и утверждение ИОТ осуществляется в строгом соответствии с нормами, изложенными в Постановлении №176.

В данном постановлении определено, что каждая ИОТ делится на следующие главы:

  1. “Общие требования по охране труда”;
  2. “Требования по охране труда перед началом работы”;
  3. “Требования по охране труда при выполнении работы”;
  4. “Требования по охране труда по окончании работы”;
  5. “Требования по охране труда в аварийных ситуациях”.

При этом, указано, что в некоторых случаях в ИОТ могут включаться и другие главы с учетом определенной специфики профессии или вида работ.

Содержание вышеуказанных глав также приведено в Постановлении. Разработчики ИОТ при их написании должны убедиться, что все позиции, указанные в Постановлении №176 для той или иной главы, ими учтены и описаны при написании документа.

На что обратить внимание при написании?

  1. В главе “Общие требования по охране труда” в обязательном порядке должны быть приведены следующие перечни:
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;
  • перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам.

2. При написании всех глав (а особенно отражающих требования перед началом, при выполнении и по окончании работы):

  • не допускается в тексте давать ссылки на нормативные правовые акты (далее – НПА), в том числе технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА), разрешено давать ссылки только на иные ИОТ, действующие в организации;

Грузчик обязан выполнять погрузо-разгрузочные работы в соответствии с требованиями ИОТ№26 «При выполнении погрузо-разгрузочных работ» (а никак не в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утв. Постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 N 12);

  • при написании ИОТ необходимо руководствоваться требованиями НПА, ТНПА, но положения указанных документов вносятся в ИОТ применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работающего. Также, кроме НПА, ТНПА, при написании ИОТ целесообразно руководствоваться текстами иных руководящих документов, не относящихся к НПА, ТНПА, и, в том числе, паспортами на оборудование, инструменты, приспособления;
  • если есть необходимость изложить требование в форме запрета, то он должен быть обоснован;

В целях недопущения травмирования глаз отлетающими осколками слесарю запрещено работать без очков с ударным инструментом;

  • в тексте инструкции нельзя применять слова, которые каким-либо образом выделяют то или иное требование (строго, категорически и т.п.), т.к. все положения ИОТ должны выполняться работающим в равной степени;

На территории предприятия запрещено курение. Категорически запрещено курение в сварочных цехах (курение запрещено везде, нет необходимости подчеркивать особые условия для работающих сварочного цеха).

  • В главе “Требования по охране труда в аварийных ситуациях” отражаются:
  • действия по оказанию первой помощи;
  • порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве (применительно к вашей организации, с указанием определенных должностных лиц, которых надо проинформировать и их контактных данных).

Подготовленный проект инструкции разработчик подает на согласование:

  • инженеру по ОТ
  • профсоюзному работнику (уполномоченному лицу)
  • иным должностным лицам (по решению инженера по ОТ).

Если по проекту есть замечания – проект дорабатывается разработчиком и снова направляется на согласование. При этом не должны нарушаться сроки разработки ИОТ, указанные в приказе, на основании которого она издается.

Если замечаний нет – согласованный проект представляется разработчиком на утверждение:

  • лично руководителю организации или его заместителю, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда,
  • либо возможен вариант утверждения ИОТ приказом по организации.

В Постановлении №176 содержится требование по особому оформлению первой и последней страниц инструкции по охране труда.

Утвержденные ИОТ инженер по ОТ регистрирует с присвоением определенного порядкового номера (например, ИОТ №15).

В какие сроки и кем осуществляется пересмотр инструкций по охране труда

Пересмотр ИОТ осуществляется:

Планово:

  • не реже 1 раза в 3 года (ИОТ для профессий и работ с повышенной опасностью);
  • не реже 1 раза в 5 лет (все остальные ИОТ).

Внепланово:

  • в случаях введения новых или внесения изменений и дополнений в НПА, ТНПА содержащие требования по охране труда;
  • внедрения новой техники и технологий;
  • применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы;
  • возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.

Если в течение указанных сроков планового пересмотра никаких изменений, которые нашли бы свое отражение в тексте ИОТ, не произошло, то фактический пересмотра инструкций не осуществляется. Вместо этого просто продлевается срок их действия приказом, о чем делается запись: “Срок действия продлен. Приказ от __ N __” на первой странице инструкции по охране труда.

Читайте также:  4 Конструктор iRobot МотоЛокатор Loz

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций по охране труда такой же, как и вновь разработанных и осуществляется теми же должностными лицами.

Где должны храниться и как должны выдаваться инструкции по охране труда

Утвержденные инструкции по охране труда выдаются руководителям структурных подразделений и соответствующим должностным лицам организации с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций.

Постановление №176 не содержит требований к местам хранения ИОТ, однако, поскольку экземпляры ИОТ выдаются руководителям подразделений на места из этого следует, что:

  • контрольный пакет ИОТ должен храниться у инженера по ОТ (оригиналы ИОТ с оригинальными подписями)
  • копии ИОТ (промаркированные соответствующим образом, чтобы исключить несанкционированное тиражирование) хранятся в папках у руководителей структурных подразделений, и, в необходимых случаях, на рабочих местах отдельных работников. Так, например, отдельные ТНПА по промышленной безопасности требуют выдачи ИОТ на рабочие места рабочих под роспись, такое требование есть в «Правилах по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов», «Правилах по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» и др.

Порядок выдачи, хранения, аннулирования и маркировки ИОТ (и их копий) целесообразно описать в существующих на предприятии документах системы управления охраной труда (далее – СУОТ).

Нужно ли ознакамливать работника с ИОТ под роспись

В Постановлении №176 не содержатся требования об ознакомлении работников под роспись с той или иной ИОТ. Есть только требование о выдаче ИОТ руководителям подразделений с фиксацией этого действия в журнале учета выдачи подписью соответствующего должностного лица.

Поэтому, если к вашим ИОТ не прилагается лист ознакомления – это не будет являться нарушением НПА и не повлечет за собой никакие санкции для должностных лиц как при осуществлении надзора, так и по результатам расследования возможных несчастных случаев.

Однако, если в существующих на предприятии документах СУОТ вы прописали обязательное ознакомление с ИОТ – то до инспекции перепроверьте наличие подписей соответствующих работников с необходимыми экземплярами инструкций.

Кроме того, как уже было указано выше, в некоторых ТНПА по промышленной безопасности имеется требование об ознакомлении под роспись работников с ИОТ, такое требование есть в «Правилах по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов», «Правилах по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» и др.

Источник

Как ввести в действие новую Инструкцию по делопроизводству?

Действительно, лет 10 назад считалось, что сначала необходимо утвердить Инструкцию по делопроизводству (первый пункт соответствующего приказа), а потом в том же приказе перечислить мероприятия по ее введению в действие с указанием сроков и ответственных за исполнение. А иногда в подобном приказе Инструкция по делопроизводству утверждалась одновременно с утверждением плана мероприятий по ее внедрению.

Например, в приказе фиксировались следующие действия:

  • утвердить Инструкцию по делопроизводству (подобная формулировка приказа фактически означает, что Инструкция считается утвержденной с даты приказа);
  • организовать ведение делопроизводства в соответствии с утвержденной Инструкцией (эту работу должна была выполнять служба делопроизводства);
  • обеспечить методическую помощь структурным подразделениям в процессе внедрения Инструкции по делопроизводству (обычно назначался ответственным руководитель службы делопроизводства);
  • организовать обучение сотрудников правилам составления и оформления документов, контроля исполнения и формирования дел в соответствии с требованиями утвержденной Инструкции (служба делопроизводства и отдел кадров назначались ответственными);
  • изготовить бланки и штампы, необходимые для составления документов и ведения делопроизводства в соответствии с утвержденными требованиями (ответственные – служба делопроизводства и хозяйственный отдел);
  • обеспечить настройки соответствующего программного обеспечения (шаблонов и классификаторов в СЭД) для работы с документами (ответственный – ИТ-отдел);
  • ознакомить сотрудников организации с требованиями утвержденной Инструкции по делопроизводству под подпись (этим занимались отдел кадров и служба делопроизводства).

И такой порядок означал, что с момента своего утверждения Инструкция по делопроизводству фактически не вступала в силу, не начинала применяться. Ведь обучение не было проведено, настройки в СЭД не сделаны, необходимые бланки не заказаны и т.п.

В настоящее время все функции службы делопроизводства должны планироваться (по месячным, квартальным и годовым планам) и согласовываться с планами иных подразделений. Разработку новой Инструкции по делопроизводству или внесение изменений в действующую служба делопроизводства осуществляет в рамках закрепленных за ней функций и в плановом порядке. И все подготовительные мероприятия, необходимые для обеспечения работы с документами в соответствии с новой Инструкцией, заранее готовятся и поэтапно осуществляются. Например, совместно с отделом кадров и ИТ-подразделением служба делопроизводства:

  • проводит обучение ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. В тестовом режиме эти сотрудники работают в заранее настроенных шаблонах, карточках, базах данных и представлениях СЭД в соответствии с правами доступа.
    В должностные инструкции ответственных в подразделениях могут вноситься изменения в части обязанностей, прав и ответственности по отношению к требованиям Инструкции по делопроизводству. С новыми версиями должностных инструкций сотрудники знакомятся под подпись после утверждения и введения в действие Инструкции по делопроизводству (день в день или через 1-2 дня);
  • обучение руководителей структурных подразделений, которые отвечают за документальные и архивные фонды своих подразделений и должны передавать дела и документы возглавляемых ими подразделений по акту приема-передачи в случае своего увольнения или долговременного отсутствия (более 30 дней). Руководителей обучают применению простых и усиленных квалифицированных электронных подписей, процедурам согласования в информационной системе и т.п.
    В их должностные инструкции / положения о должности вносятся соответствующие пункты, с которыми руководителей тоже знакомят под подпись.

Таким образом, для введения в действие новой Инструкции по делопроизводству (или соответствующего ей комплекса конкретных регламентов, правил, порядков и т.п. локальных нормативных актов) заранее осуществляются все необходимые мероприятия:

  • готовятся бланки, штампы, электронные шаблоны, настраиваются программно-аппаратное обеспечение и права доступа в информационных системах;
  • проводится обучение сотрудников работе по новым правилам;
  • вносятся необходимые изменения в должностные инструкции и регламентные документы по делопроизводству.

И в этом случае приказ (по основной деятельности с постоянным сроком хранения) фактически будет распорядительным документом, в котором утверждается Инструкция по делопроизводству, и с даты, установленной приказом, она реально вступит в силу, т.е. будет фактически действующим документом. Кроме того, в подобном приказе рекомендуется отразить уровни управленческого контроля за соблюдением ее требований (см. пункт 4 приказа из Примера 1).

Если же вы вносите изменения, то рекомендуем поддерживать версионность документа, т.е. в заголовке приказа можно отразить: «Об утверждении и введении в действие Инструкции по делопроизводству (версия 1.1)».

Если СЭД для публикации и трансляции документов не применяется, то можно использовать какую-то из следующих формулировок:

  • «Опубликовать утвержденную Инструкцию на внутреннем корпоративном портале Общества Intraweb. » или
  • «Довести утвержденную Инструкцию до сведения всех сотрудников Общества по электронной почте. ».

Источник

Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов (например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой инспекции и т. п.).

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и проч.).

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Они принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

Локальные нормативно-правовые акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Они выражаются в форме уставов, решений, приказов и распоряжений. Уставы и решения принимаются коллегиально (собранием акционеров, советом директоров и т. д.) и имеют нормативное содержание. Приказы устанавливаются руководителем предприятия и могут иметь как нормативное, так и индивидуальное значение. Распоряжения принимаются, как правило, руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов. Кулапов В.А. Теория Государства и права: Учебник .- М.: Норма, 2008.- С. 227

Читайте также:  Пм01 gsm gprs модем инструкция

Коммерческие, профессиональные и иные общественные объединения и движения могут принимать нормативно-правовые акты как самостоятельно (с санкции государства), так и совместно с государственными органами. Формы этих актов, как правило, устанавливаются в положениях и уставах, регламентирующих их деятельность.

Нормативно — правовые акты подразделяются на общие и специальные. Общие акты содержат правовые предписания общего характера, без учета конкретных особенностей регулируемых общественных отношений. Специальные нормативные акты, напротив, закрепляют именно такие особенности. Например, общие положения о статусе юридического лица устанавливаются ст. 48 ГК РФ, а подробное описание правового положения акционерного общества можно найти в специальном Законе «Об акционерных обществах». Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.136

Таким образом можно сделать вывод, что подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.

По юридической силе все нормативно — правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно — правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно — правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

Источник

Инструкции как акт министерства

В соответствии со ст.104 Конституции РФ среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, федеральных органов исполнительной власти нет. Тем не менее, участвовать в процессе создания норм права они могут. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер.

Приказ, распоряжение

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы федерального органа исполнительной власти. Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты:

— Наименование федерального органа исполнительной власти;

— Наименование вида документа;

Приказ может иметь заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание. Распоряжения, как правило, заголовка не имеют. В констатирующей части приказа кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Если приказ изменяет или отменяет ранее изданный документ, то текст должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Приказы (распоряжения) подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти, а в его отсутствие — лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.

Положение, правила, инструкция

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов. Положения, правила и инструкции применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

С 5 июня 1996 года по настоящее время — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах имеют особенный порядок вступления в силу. Подробнее см. Справку «Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах».

Об особенностях вступления в силу актов таможенного законодательства см. справку.

Об особенностях вступления в силу актов МСФО и МСА см. справку.

Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его (п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009).

Официальные источники опубликования:

— с 18.08.98 по настоящее время — «Российская газета»; дополнительно с 01.01.2015 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru);

— с 05.06.96 по 17.08.98 — газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

* с 29.05.2017 «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» исключен из списка источников официального опубликования.

Указом Президента РФ от 16.05.97 N 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.97 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Стоит отметить, что похожая норма содержалась еще в Постановлении Правительства РФ от 13.04.93 N 307, которое было отменено после вступления в силу ныне действующего Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763. Однако в новый Указ она сначала не вошла и была внесена позже, с 19.05.97.

Органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), находящиеся в ведении Президента РФ

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
(МВД России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— иные нормативные правовые акты.

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
Нормативные правовые акты МВД России, за исключением нормативных правовых актов, направленных в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России, вступают в силу с момента их официальной регистрации в ДДО МВД России, если в самом нормативном правовом акте МВД России не указан иной срок.
Основание: приказ МВД России от 27.06.2003 N 484.

2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их признания Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Основание: Приказ МВД России от 27.12.2016 N 897.

Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.

Источник