Информированное согласие пациента

Содержание
  1. Информированное согласие пациента
  2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
  3. Инструкция информированное добровольное согласие
  4. Приложение N 1
  5. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства: правовое значение
  6. Что такое информированное добровольное согласие и зачем оно нужно
  7. Когда получение ИДС не требуется
  8. Последствия неполучения ИДС
  9. Приложение N 1. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств
  10. С изменениями и дополнениями от:
  11. Информация об изменениях:
  12. Информация об изменениях:
  13. Информация об изменениях:
  14. Информация об изменениях:
  15. Информация об изменениях:
  16. Информация об изменениях:
  17. Информация об изменениях:
  18. Информация об изменениях:

Информированное согласие пациента

Правовое основание оказания медицинской помощи и отдельных медицинских манипуляций, исследований, анализов. Правовые последствия отсутствия информированного согласия

Коротко о важном

С проблемой необходимости написания расписки на каждое «НЕТ» сталкиваются все. Не хочешь, чтобы твоему ребенку поставили прививку в школе? Пиши отказ. Не хочешь ставить себе? Аналогично.

Необходимость получения по каждому поводу согласия вызвана тем негативом, который в последнее время взваливается на врачей. Действительно, раньше доверия к врачам было больше, следовательно, необходимости во всех этих формальных процедурах не было.

Сейчас же без получения информированного согласия, Вам не будет оказана ни одна медицинская помощь. Недовольные пациенты жалуются на то, что не спросили их согласия или не рассказали достаточно подробно о медицинском вмешательстве.

Чтобы врач не был подвержен необоснованным обвинениям, законодателем было решено, что необходимо получать согласие пациента. В то же время, это и некая памятка пациенту о ходе лечения.

Обращаем Ваше внимание, что согласие должно быть добровольным. Никто не может обязать Вас что-либо подписывать. Не согласны? Так и напишите.

Случаи, в которых ИДС не требуется

В начале статьи может создаться ощущение, что даже при смерти гражданину стоит выслушать информацию о методах лечения, побочных эффектах и только после этого подписать согласие. Вовсе нет.

Согласие на медицинское вмешательство не требуется, если имеются экстренные показания для устранения угрозы жизни, а также, если по состоянию здоровья человек не может дать согласия.

То же самое касается относительно лиц, которые имеют заболевание, создающее угрозу для окружающих. Получение согласия на лечение у таких лиц не требуется.

Аналогичным образом обстоят дела и с лицами, которые страдают психическими заболеваниями, преступниками, а также в случае проведения судебной экспертизы.

Возможность оспаривания отказа.

Что же делать врачу, который понимает, что ребенку нужно оказание медицинской услуги, а мама ни в какую не подписывает согласие?

Отказ можно оспорить в суде путем подачи медицинской организацией административного искового заявления.

Более того, в отношении законных представителей лиц, признанных судом недееспособными, есть обязанность информировать орган опеки и попечительства об отказе от медицинской услуги, необходимой для спасения жизни, не позднее следующего дня за днем совершения отказа.

Технологии- наше все.

Радует, что технологии внедряются и в медицинскую сферу. Часто бывает так, что родители заняты на работе, а ребенку без согласия не делают прививку или не производят любое иное медицинское вмешательство.

А для оказания медицинской услуги недостаточно устного согласия. В этом случае на помощь приходит возможно оформления информированного согласия в электронном виде.

Минздрав особо следит за отсутствием нарушений в порядке оформления таких согласий. Одно дело даже дошло до Верховного Суда.

В итоге суд решил, что если в информированном добровольном согласии отсутствуют сведения о конкретном медицинском вмешательстве, не указан объем такого вмешательства, то считается, что согласие получено не было, что влечет за собой определенные последствия.


Последствия отсутствия информационного добровольного согласия (ИДС)

Что же это за последствия? Уже ставшая традицией за все наказывать рублем и здесь всплывает. Врач, либо медицинская организация заплатят административный штраф за отсутствие либо ненадлежащее оформление ИДС.

Ладно штраф, но привлечение к административной ответственности по такой статье может наложить отпечаток на дальнейшем трудоустройстве врача, а также навлечь на медицинскую организацию различные проверки.

Более того, пациент может отказаться от договора, взыскать не только деньги за фактически оказанную услугу, но и моральный вред, штраф, предусмотренный Законом о защите прав потребителей.

Согласитесь, немаленькие проблемы создает отсутствие подписи на одном документе.

Уважаемые пациенты, будьте бдительны относительно того, что Вы подписываете, чтобы не вышло так, что в информированном согласии Вам полечат руку, а фактически вам ее ампутируют.

В случае, если Вас не устроит качество оказанной услуги, информированное согласие подтвердит, какие услуги и в каком объеме были оказаны. А медицинским специалистам посоветуем не воспринимать процедуру получения ИДС пациента как формальность.

Это создаст Вам гарантию не только от так называемых потребителей-террористов, но и вообще создаст «подушку безопасности» от многих проблем.

Источник

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются вперечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающихзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

Читайте также:  Статья 16 Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации связанные с осуществлением инди

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, — врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, — консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

(п. 3 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Источник

Инструкция информированное добровольное согласие

от 20 декабря 2012 года N 1177н

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 10 августа 2015 года N 549н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.09.2015, N 0001201509070011);

приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2019, N 0001201908190029).

— Примечание изготовителя базы данных.

порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств согласно приложению N 1;

форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 2;

форму отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 3.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 июня 2013 года,
регистрационный N 28924

Приложение N 1

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

1. Настоящий порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российское Федерации от 23 апреля 2012 года N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 года, регистрационный N 24082 (далее — виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).

2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень (далее -информированное добровольное согласие), и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

3. Информированное добровольное согласие дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства, Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2012, N 26, ст.3442, 3446) (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста, пятнадцати лет), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) .

4. Информированное добровольное согласие оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.

5. Перед оформлением информированного добровольного согласия лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

6. При отказе от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния).

7. Информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

8. Информированное добровольное согласие, подписанное гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, действительно в течение срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

9. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения (в том числе в случае, если было оформлено информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

10. Отказ от одного или нескольких видов вмешательств, включенных в Перечень (далее — отказ от медицинского вмешательства), оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. — См. предыдущую редакцию)

11. Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, могут быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа формируются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа подписываются гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием простой электронной подписи посредством применения ЕСИА при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи его личность установлена при личном приеме.

(Пункт дополнительно включен с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н)

Источник

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства: правовое значение

Основополагающее в медицине право пациента на добровольное информированное согласие корнями уходит в сферу фундаментальных прав человека, таких как право на свободу и личную неприкосновенность, гарантируемых международными и национальными нормативными актами. Однако не смотря на всю серьезность декларируемого права, его юридическое оформление в отечественной медицине часто выглядит крайне формальным и общим, из-за чего медицинские организации могут сталкиваться с большими проблемами и судебными разбирательствами.

Читайте также:  Руководство по эксплуатации Panasonic KX NCP500

О том, почему информированное добровольное согласие не должно быть формальной отпиской, и чем может грозить применение стандартных форм Минздрава поговорим в этой статье.

Что такое информированное добровольное согласие и зачем оно нужно

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства – это необходимое условие осуществления медицинской деятельности, основанное на информационном взаимодействии врача и пациента.

Законодательство не дает определения информированному добровольному согласию (ИДС), однако из многочисленных признаков и нормативных предписаний, касающихся ИДС, можно выделить ключевые аспекты, характеризующие ИДС.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), дача гражданином или его законным представителем ИДС является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. Такое согласие дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Таким образом, ИДС должно включать в себя комплекс информации, описывающей:

  • Информацию о целях, методах оказания медицинской помощи;
  • Информацию о возможных рисках;
  • Информацию о возможных вариантах (методах) медицинского вмешательства и их последствиях;
  • Информацию о предполагаемых результатах медицинского вмешательства.

Основными признаками ИДС являются информированность, добровольность и осознанность.

Критерий «информированности» согласия пациента обусловлен не только законодательством в сфере здравоохранения, но и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии со ст. 10 которого исполнитель услуги обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информированность означает, что пациенту представлена исчерпывающая информация о его состоянии здоровья, известны методы лечения, возможные последствия и риски медицинского вмешательства. Также пациенту известны особенности его поведения после медицинского вмешательства (в том числе особенности ухода), последствия невыполнения рекомендаций по уходу.

Добровольность и осознанность, соответственно, означают, что пациент самостоятельно формирует свое решение о даче ИДС. В любой момент пациент может отозвать ИДС без объяснения причин. Критерии добровольности и осознанности невозможны без критерия информированности, поскольку именно наличие полной информации об особенностях медицинского вмешательства и его возможных последствиях позволяет пациенту сформировать свое волевое решение о согласии либо несогласии с проведением вмешательства.

Немаловажно, что согласие пациента должно предшествовать медицинскому вмешательству. Исключение составляют лишь случаи, когда медицинская помощь оказывается без согласия пациента или его законного представителя.

Целью получения ИДС одновременно являются и соблюдение основополагающих прав пациента, и обеспечение безопасности лечащего врача и медицинской организации, оказывающей медицинскую услугу.

Отдельные авторы (например, С.Г. Стеценко) отмечают, что «информированное согласие является условием законности проведения медицинского вмешательства и средством профилактики возникновения юридических конфликтов».

Перечень видов медицинских вмешательств, для осуществления которых требуется получение ИДС в целях получения первичной медико-санитарной помощи, утвержден Минздравом России.

В этот перечень включены (Приказ Минздрава России от 23.04.2012 № 390н):

  • Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза;
  • Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование;
  • Антропометрические исследования;
  • Термометрия;
  • Тонометрия;
  • Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций;
  • Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций;
  • Исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы);
  • Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические;
  • Функциональные методы обследования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, рэоэнцефалография, электроэнцефалография, кардиотокография (для беременных);
  • Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования;
  • Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно;
  • Медицинский массаж;
  • Лечебная физкультура.

Когда получение ИДС не требуется

В соответствии с ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323 медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в следующих случаях:

Случай, когда допускается отсутствие ИДС Кто принимает решение о медицинском вмешательстве без согласия
если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; консилиум врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащий (дежурный) врач, либо суд
в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; суд
в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель. врачебная комиссия либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, — консилиум врачей или непосредственно лечащий (дежурный) врач

Последствия неполучения ИДС

Отсутствие ИДС даже при правильном диагнозе и лечении является примером ненадлежащего оказания медицинской помощи и влечет за собой череду последствий.

Так, отсутствие ИДС может повлечь административную ответственность по статьям 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) (осуществление медицинской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией), 14.5 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге).

Кроме того, в случае негативных последствий здоровью гражданина независимо от вины причинителя вреда (врача, медицинской организации) возмещается вред жизни и здоровью вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге (ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)), если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами услуги.

Медицинским организациям, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), в случае выявления факта отсутствия ИДС, грозят дополнительные последствия. Если в рамках контроля за оказанием помощи по ОМС проверяющие обнаружат отсутствие ИДС, медицинское учреждение получит меньше денег за оказанную помощь, так как отсутствие ИДС признается дефектом медпомощи (код 4.3) в соответствии с Приказом ФФОМС от 28.02.2019 № 36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», из-за которого уменьшается оплата.

Также для самого лечащего врача отсутствие ИДС в медицинской карте пациента может повлечь последствие в виде дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

Рассмотрим пример из практики.

Решение Дзержинского районного суда города Перми от 15.04.2013 по делу № 2-1187-13. Судом рассматривался иск врача-хирурга о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В материалах дела отмечено, что заместителем главного врача по клинико-экспертной работе была проведена проверка работы врача-хирурга, в результате которой был составлен акт и были проверены карты пациентов. Установлено, что в карте отсутствовало информированное добровольное согласие пациента на манипуляцию. Приказом от 06.02.2013 к врачу-хирургу применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения. В судебном заседании были подтверждены все указанные нарушения, из-за чего в иске врача о восстановлении на работе было отказано.

Важно, что отсутствие ИДС может также повлечь и уголовную ответственность. В соответствии со статьей 238 Уголовного кодекса РФ, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в случае оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Ситуация, когда врач оказывает медицинскую услугу без учета противопоказаний, имеющихся в анамнезе пациента, представляет опасность для специалиста даже в случае, когда медицинское вмешательство завершилось благополучно.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 25.06.2019 № 18 отметил, что по смыслу закона уголовная ответственность по части 1 или по пунктам «а», «б» части 2 статьи 238 УК РФ наступает при условии, что опасность услуг для жизни или здоровья человека является реальной. В ситуации, описанной выше, трудно усомниться в реальности опасности для здоровья и жизни человека медицинского вмешательства без учета противопоказаний в анамнезе.

Рассмотрим судебную практику.

Приговор Люберецкого городского суда Московской области от 26.05.2020 № 1-363/2020. Врач признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ, так как оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, что повлекло по неосторожности смерть человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах. Стоматолог оказывал запланированную медицинскую услугу (снятие шин) пациенту. Пациент попросил выполнить местную анестезию предоставленным им препаратом «Лидокаин» процентного содержании 2%, который он приобрел по просьбе врача. Не получив ИДС от пациента, не осуществив обязательный сбор аллергологического анамнеза стоматолог допустил дефект оказания медицинской помощи (ввел препарат «Лидокаин», процентного содержании 10%, то есть чрезмерную дозу, в 4 раза превышающую максимально допустимую). В связи с этим произошло отравление пациента препаратом, из-за чего пациент скончался. Врач был приговорен к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев.

Важно, что ИДС должно быть получено именно в письменной форме. Ссылки медицинского работника или медицинской организации на устное информирование пациента об особенностях медицинского вмешательства не принимаются во внимание судами. Так, в Решении Железногорского городского суда № 2-810/2017 2-810/2017

М-683/2017 М-683/2017 от 14 июня 2017 г. по делу № 2-810/2017 о взыскании компенсации морального вреда было установлено следующее. Пациент обратился в медицинское учреждение из-за острой зубной боли. По результатам обследования пациенту было выдано направление на снятие зубной коронки к врачу-стоматологу. Данным врачом было произведено снятие зубной коронки с применением местной анестезии, на применение которой пациент своего согласия не давал. В результате проведенной анестезии у пациента образовалась опухоль и гематома в области правой щеки. Перед применением анестезии врач не получил от пациента письменное согласие на проведение манипуляций, не выяснял наличие аллергических реакций. Представитель ответчика (медицинского учреждения) указал, что перед применением анестезии врач-стоматолог собрал информацию о соматическом и психологическом статусе пациента, получил устное согласие на применение анестезии, ввел анестетический препарат. Суд, принимая решение об удовлетворении требований пациента, указал следующее: перед медицинским вмешательством врач обязан предоставить пациенту в доступной форме полную информацию о характере медицинской помощи и ее объеме, связанном с ними риске, последствиях медицинского вмешательства, а также о предполагаемом результате оказания медицинской помощи. Согласие пациента на медицинское вмешательство и его объем должно быть осознанным, добровольным и оформлено письменно. В связи с этим объяснения лечащего врача о том, что перед снятием зубной коронки было получено устное согласие пациента на применение анестезии, не могут быть приняты во внимание.

Читайте также:  Jarrow Formulas Jarro Dophilus EPS пробиотик 5 миллиардов 60 капсул

Таким образом, мы должны признать, что наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (или информированного добровольного отказа от такого вмешательства) может стать решающим фактором при разрешении вопроса: будет ли медицинский работник привлечен к уголовной ответственности? Учитывая всю важность этих документов, огромное значение приобретает их содержание. Неправильное составление ИДС может ухудшить положение медицинского работника, превратившись из доказательства невиновности в свидетельство его преступной неосторожности.

Необходимо понять, что содержание ИДС не менее важно, чем его наличие. И, к сожалению, далеко не всегда формы ИДС, предлагаемые Минздравом, могут в достаточной мере защитить медработника. Поэтому, составляя ИДС, крайне желательно не ограничиваться формальным предупреждением, а проявить глубокий медико-юридический подход, отобразив в ИДС не только детальное описание медицинского вмешательства, но и его альтернативы, показания и противопоказания к его применению, описав возможные побочные явления и указав признаки, которые говорят о развитии осложнений и необходимости обращения к врачу. Подробнее о содержании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательства рассказано в нашей статье «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства: особенности составления»

Источник

Приложение N 1. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 20 декабря 2012 г. N 1177н

Порядок
дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г., регистрационный N 24082) (далее — виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень (далее — информированное добровольное согласие), и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

3. Информированное добровольное согласие дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста)*.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

4. Информированное добровольное согласие оформляется после выбора медицинской организации и врача** при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

5. Перед оформлением информированного добровольного согласия лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

6. При отказе от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния).

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

7. Информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

8. Информированное добровольное согласие, подписанное гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, действительно в течение срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.

9. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения (в том числе в случае, если было оформлено информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

10. Отказ от одного или нескольких видов вмешательств, включенных в Перечень (далее — отказ от медицинского вмешательства), оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

Информация об изменениях:

Приложение 1 дополнено пунктом 11 с 30 августа 2019 г. — Приказ Минздрава России от 17 июля 2019 г. N 538Н

11. Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, могут быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа формируются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа подписываются гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием простой электронной подписи посредством применения ЕСИА при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи его личность установлена при личном приеме.

* В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

** Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2012 г. N 24278)

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector