- Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса
- Так проверят или нет?
- А что Генпрокуратура говорит?
- Рекомендации для бизнеса
- Проверки нарушений прокуратурой
- Прокурорской проверке регламент не писан
- Прокурорская проверка плановой не бывает
- Повод для визита
- Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
- Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
- Советы проверяемым
- Что в итоге?
- Требование прокурора о проведении внеплановой проверки предпринимателя
- Проверка прокуратурой предпринимателя
- Основания для проведения проверки прокуратурой
- Порядок проведения проверки прокуратурой
- Срок прокурорской проверки по жалобе
- Внеплановая проверка прокуратуры
- Как инициировать прокурорскую проверку?
- Как оспорить предписание прокурора?
- Особенности прокурорской проверки работодателя
- Отзыв о работе по защите предпринимателей
- Прокурорские проверки ограничили
- Кого это касается?
- Как было раньше?
- Что изменилось?
- Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
- Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса
Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.
Так проверят или нет?
Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.
А что Генпрокуратура говорит?
Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.
Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.
Рекомендации для бизнеса
Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.
По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.
Источник
Проверки нарушений прокуратурой
Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.
Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.
Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.
Прокурорской проверке регламент не писан
Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Прокурорская проверка плановой не бывает
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
Повод для визита
ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:
- в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих безопасности государства;
- в нарушении миграционных законов и т.д.
Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.
Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:
- обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
- гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
- ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.
К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.
Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?
- Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
- Получить для изучения требуемые материалы и документы.
- Запрашивать документы для более глубокого изучения.
- Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
- Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.
Советы проверяемым
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Что в итоге?
Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:
- представление с требованиями об устранении нарушений;
- предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
- инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
- переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.
ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.
Источник
Требование прокурора о проведении внеплановой проверки предпринимателя
Одним из полномочий органов прокуратуры, закрепленных в Федеральном законе от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), является выдача требования о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ порядок организации и проведения проверки, инициированной по требованию прокурора, урегулирован указанным законом, в отличие от прокурорского надзора в целом, при осуществлении которого в силу этой же статьи положения Закона № 294-ФЗ не применяются.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ требование прокурора о проведении внеплановой проверки хозяйствующего субъекта является основанием для инициирования органом контроля (надзора) такой проверки и издания им соответствующего приказа (распоряжения). Дополнительного согласования с органом прокуратуры проведения такой проверки законодательством не предусмотрено.
Этой же нормой закона закреплено, что требование выдается в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, однако более детально порядок выдачи требования урегулирован приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ Генерального прокурора РФ № 93), принятым в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что при определении вопроса о необходимости выдачи требования органу контроля (надзора) прокурор учитывает следующие обстоятельства:
1) Определяет компетенцию соответствующего органа контроля (надзора), уполномоченного на принятие мер в отношении нарушений законодательства, содержащихся в поступивших в орган прокуратуры материалах и обращениях.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
2) Определив компетенцию, в дальнейшем прокурор оценивает возможность направления поступившей в органы прокуратуры информации, жалобы (обращения) в орган контроля (надзора), в том числе в порядке, установленном ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
Получив такую информацию, жалобу (обращение), орган контроля (надзора) самостоятельно принимает решение о необходимости проведения внеплановой проверки хозяйствующего субъекта при наличии оснований для ее проведения, установленных Законом № 294-ФЗ или иным специальным законом, регулирующим осуществление конкретной надзорной деятельности.
3) В случае отсутствия возможности перенаправления обращения в уполномоченный орган контроля (надзора) в рамках Закона № 59-ФЗ прокурор принимает решение о выдаче требования соответствующему органу контроля (надзора) с учетом проведенной оценки необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю.
В этой связи, в пункте 3.1 приказа Генерального прокурора РФ № 93 прокурорам надлежит учитывать результаты ранее проведенных внеплановых и плановых проверок в целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Аналогичным образом в п. 3.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, должны учитываться как результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, так и результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В таком порядке принимается прокурором решение о выдаче контролирующим органам требований о проведении внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, необходимо отметить, что на практике нередко возникают ситуации, когда орган контроля (надзора) обращается самостоятельно с ходатайством о выдаче прокурором требования о проведении внеплановой проверки предпринимателя. Основанием для такого обращения, как правило, является отсутствие у органа контроля (надзора) законных оснований для самостоятельной организации мероприятий по контролю.
В данном случае такое ходатайство рассматривается как способ нивелировать установленные законом процедуры инициирования проверки, не позволяющие контролирующему органу самостоятельно организовать проведение проверки, в том числе требующей согласования с прокурором, или нередко как способ устранить существующие проблемы правоприменения. Требование прокурором в таком случае не выдается.
Вместе с тем, контролирующим органом в прокуратуру может быть направлена информация о нарушениях в действиях юридического лица, индивидуального предпринимателя, требующих принятия мер прокурорского реагирования, которая может послужить основанием для организации прокурорской проверки в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
ИРИНА ЧУБЕНКО, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 5 (175) дата выхода от 19.05.2017.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Источник
Проверка прокуратурой предпринимателя
В наши дни любые предприятия, компании, организации вынуждают привыкать к постоянным проверкам со стороны надзорных органов.
Содержание статьи:
Государство, таким образом, учит руководство хозяйствующих субъектов соблюдать все правовые нормы, подчиняться установленным правилам; борется с любыми проявлениями коррупции. Среди всего спектра проверок, выделить хочется, именно прокурорские. Это, совершенно особенный вид контроля. Хотя бы потому, что любая прокурорская проверка носит надзорный характер и является реакцией государственного органа на нарушения, о которых стало известно. Источником мог стать кто угодно, жалоба в прокуратуру на работодателя (по ссылке подробнее о правилах составления и рассмотрения жалобы), даже СМИ.
У прокуратуры есть полномочия инициировать проверки самостоятельно, без каких-либо обращений. Прокуратура призвана следить за исполнением законодательства государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Прокуратура очень немного ограничена в своих правах, а потому, ее проверки относятся к самым непредсказуемым. Прокурор может обратить внимание на задолженность перед сотрудником, на не соблюдение прав человека, не соблюдение миграционного законодательства, на природоохранные нормы. К таким проверкам крайне сложно готовиться, потому это единственный вид проверок, у которого просто не прописан четкий регламент.
Для прокуратуры прописано лишь 3 основных правила:
- нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность компании, можно изучать документацию, относящуюся к правонарушению;
- проверка должна быть проведена в течение 30 дней;
- установлены формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора, предупреждение.
В остальном, ограничений для прокурора не существует. С мая 2009 года Генпрокуратура РФ начала выкладывать в общий доступ ежегодный сводный график плановых проверок и размещать его на своем сайте.
Основания для проведения проверки прокуратурой
Пункт 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» говорит о том, что основаниями для проверки могут служить письменные или устные обращения граждан, сообщения в СМИ, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, любых организаций, индивидуальных предпринимателей, любых юридических лиц, которые считают, что нарушены чьи-то интересы, совершенны правонарушения, есть признаки несоблюдения законодательства. Помимо этого, основанием для проверки может стать сообщение от правоохранительных органов или органов контроля.
Прокурорскую проверку легко можно организовать и по заданию вышестоящей прокуратуры либо проверка может осуществляться по заранее составленному графику, то есть быть плановой.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео, почему юридическое сопровождение выгодно любой фирме не только при проверке со стороны прокурора, пишите свой вопрос в комментариях ролика
Порядок проведения проверки прокуратурой
Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны хозяйствующего субъекта, то есть, того, кого эта проверка настигла.
Во время проверки прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещении проверяемой организации, после предъявления служебного удостоверения; имеет право получить доступ ко всей документации организации. Прокурор имеет право задавать вопросы специалистам компании, ее руководству, требовать пояснений. Если будут найдены нарушения законодательства, то специалисты компании и/или администрация компании будут вызваны в прокуратуру для дачи объяснений.
►Руководителям организаций следует помнить об одном нюансе. Прокурор хоть и должен иметь доступ к любой документации компании, но перечень ее все равно должен ограничиваться основанием проверки. Например, если проверяется медицинское учреждение по вопросу закупки оборудования, то прокурор никак не может потребовать предоставить статистические данные по пациентам или летальным исходам, то есть истребованная документация должна соотноситься с причиной проверки и не выходить за ее рамки.
Срок прокурорской проверки по жалобе
Сроки проведения мероприятий по проверке организации не определены Федеральным законом «О прокуратуре». Но необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений». Также информация о сроках есть в Инструкции по поводу порядка обращения и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры, утверждено 17.12.2007г.
►Итак, после обращения граждан, других компаний или СМИ проверку следует провести в течение 30 дней. Если возникнет острая необходимость, то этот срок может быть увеличен еще на 11 дней.
Внеплановая проверка прокуратуры
Проверка прокуратуры без предупреждения осуществляется на основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Основаниями для проведения такой проверки могут быть: обращения юридических или физических лиц, информация в СМИ, возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным коллекциям, архивным фондам; наличие фактов нарушения прав потребителей; истечение срока выданного ранее предписания, факт его не исполнения; обращение любого из надзорных органов или вышестоящих организаций.
Как инициировать прокурорскую проверку?
Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку.
Коррупции — нет
►Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки, за взятку есть у многих. Многолетняя Российская практика коррупционных схем и стандартов дает о себе знать и сегодня. Находятся такие, кто взятки берет, но в большинстве случаев, это приводит к очень серьезным последствиям, несоизмеримо большим, чем законное решение вопроса. Так в Курганской области не так давно был осужден человек, попытавшийся дать взятку следователю. Есть и другая сторона медали: однажды данная взятка может стать ежемесячной повинностью, аппетиты чиновников будут расти и однажды предприниматель просто не сможет откупиться.
В наши дни очень сильно возросло число обращений к адвокатам по вопросам, связанным с прокурорскими проверками – это говорит о том, что законным путем решать свои проблемы намного выгоднее, дешевле и явно безопаснее.
Как оспорить предписание прокурора?
Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.
Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.
Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:
- наименование и адрес суда, куда подается заявление,
- наименование и данные заявителя,
- данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
- доказательства того, что предписание является незаконным,
- требование об отмене предписания,
- при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.
Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.
Особенности прокурорской проверки работодателя
Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.
Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.
В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.
Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.
По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.
Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.
Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.
Отзыв о работе по защите предпринимателей
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Источник
Прокурорские проверки ограничили
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
Источник