Меню

Форма предварительного расследования

Дознаватели – это кто такие? Определение, функции и обязанности

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

См. Кто такой следователь.



Какие обязанности должен выполнять?

На сегодняшний день проведение расследования в форме дознания входит в число важных этапов, подготовки уголовных дел для рассмотрения в суде. Именно дознаватель должен будет при помощи определенных техник осуществить раскрытие преступлений. Чаще всего их привлекают при рассмотрении дела легкой или средней тяжести.

При этом специалист обязан использовать различные методы получения информации.

К ним относят:

  1. осуществление допросов;
  2. если будут необходимы, то проводятся очные ставки;
  3. производится осмотр мест, где было совершено происшествие;
  4. уметь грамотно составить обвинительный акт.

Решившему встать на путь дознавателя, стоит быть готовым к командировкам.

Особенности дознавателя

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Оспаривание действий служащего

Любой субъект, участвующий в производстве, может заявить отвод сотруднику. Законодательство также предоставляет сторонам право обжаловать действия или решения, которые совершил и принял дознаватель. Это, однако, не означает, что сотрудник должен прекратить выполнение того или иного мероприятия. Указания прокурора являются обязательными для исполнения служащим. В случае несогласия с ними сотрудник может их оспорить. Для этого он направляет свои возражения в письменном виде с их обоснованием вышестоящему прокурору. При этом процесс обжалования не приостанавливает обязанности исполнять полученные указания. При необходимости сотрудник может добровольно отказаться от производства по конкретному преступлению.

дознаватель дела

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Чем занимается?

Для полноты картины, дадим подробное описание того, чем занимается дознаватель на работе.

В ряд его обязанностей входят следующие функции:

  • Ведёт опрос и допрос лиц в соответствии с регламентом, регулирующим общение с людьми, которые имеют прямое или косвенное отношение к преступлению;
  • При служебной необходимости проводит организационные мероприятия и сам процесс очных ставок;
  • Лично проводит осмотр места преступления, составляет первичную картину происшествия;
  • Ведёт сопутствующую документацию о проделанной работе.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Общая характеристика дознавателя

Служба сотрудников полиции

Дознаватели – это специальные должностные лица, сотрудники, прошедшие аттестацию, которые осуществляют предварительное расследование в форме дознания согласно нормам Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Свою деятельность они реализуют только с разрешения начальника органа дознания, в редких случаях его может заменить заместитель. Такая процессия существует только в органах государственной власти, в фирмах, частных предприятиях и корпорациях деятельность дознавателя запрещена. Это является особенностью и регламентируется законом.

Читайте также:  Поратор ЗУБР ЗПМ 40 1250 ЭВК 1250 Вт 10 Дж

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Поделиться с друзьями

Кто такой следователь и чем он занимается?

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено две различных формы, в которых может производиться расследование уголовного дела: следствие и дознание. Соответственно, как вы уже, наверное, догадались, в первом случае, его осуществляет следователь, а во втором – дознаватель.

На сегодняшний день следственные аппараты имеются в штате трех российских ведомств, в число которых входят: Следственный комитет, МВД, ФСБ. Каждый из этих органов уполномочен расследовать дела, отнесенные к его компетенции.

Для того, чтобы понять, какие дела расследуют следователи указанных ведомств, нам придется заглянуть в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где перечислены составы преступлений, которыми занимаются органы следствия.

Так, СК РФ, занимается, как правило, наиболее тяжкими преступлениями (убийства, бандитизм, коррупция и др.).

Основной массив всех дел расследуют следователи МВД. Чаще всего им приходится работать с кражами, грабежами, мошенничествами.

Источник



Документы

Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 18 января 2008 г. № 20 утверждена Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (далее именуется – Инструкция).

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации при производстве дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальнику Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям департаментов, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам организовать изучение Инструкции в подчиненных войсках (силах, органах военного управления) и обеспечить выполнение ее требований при производстве дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации (Управлению начальника связи Вооруженных Сил Российской Федерации) обеспечить рассылку Инструкции должностным лицам, указанным в пункте 1 настоящего приказа –
до 30 ноября 2008 г., в органы военного управления и войска (силы) – до 1 марта 2009 г.

3. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 года № 446.

Источник

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30544

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1 — приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел Российской Федерации

В. Колокольцев

Министр обороны Российской Федерации

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

А. Бортников

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Директор Федеральной службы исполнения наказаний

Г. Корниенко

Директор Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

А. Бастрыкин

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий 3 по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности 7 (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

Читайте также:  Для чего еще предназначено оборудование

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

5 Далее — «уполномоченные должностные лица (органы)».

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее — «УПК РФ».

7 Далее — «сообщение (рапорт)».

8 Далее — «материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ».

Источник

Инструкция 150 органам военного дознания

от 23 октября 2014 года N 150

(с изменениями на 20 июля 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Заместителям Главного военного прокурора, начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев проверять исполнение Инструкции при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Главного военного прокурора по направлениям деятельности.

Копию настоящего приказа направить в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, заместителям Главного военного прокурора, начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военным прокурорам окружного звена.

Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации —
Главный военный прокурор
государственный
советник юстиции 1 класса
С.Н.Фридинский

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации —
Главного военного прокурора
от 23 октября 2014 года N 150

Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

(с изменениями на 20 июля 2017 года)

В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженных Сил), других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.3 ч.3 ст.151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России) , по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба, как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Читайте также:  Как зарегистрироваться на е Честный ЗНАК

Глава I. Общие положения

Основные понятия

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции, в соответствии с пунктами 4, 7-9, 11, 12, 15, 17, 19, 24, 31-33, 37, 38, 38.1, 41, 41.1, 43, 46, 47, 55, 56 и 58 ст.5 УПК РФ имеют следующие значения:

близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу;

задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;

законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;

момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;

начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ;

процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ;

родственники — все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;

розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;

руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;

следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

согласие — разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора на производство дознавателем следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;

сообщение о преступлении — заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления;

сторона защиты — обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;

сторона обвинения — прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

уголовное судопроизводство — досудебное и судебное производство по уголовному делу;

участники уголовного судопроизводства — лица, принимающие участие в уголовном процессе.

Статья 2. В соответствии с п.3 ч.1 ст.40 УПК РФ к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Статья 3. Начальник органа военной полиции Вооруженных Сил, командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания (далее — органы дознания), в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц.

Для этого командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона уполномочивает в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания (далее — дознаватель), обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч.3 ст.41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на бригаду — 7-8 дознавателей;

а*) на полк (корабль 1 ранга) — 5-6 дознавателей;

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3-4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1-2 дознавателя;

г) на орган военного управления от полка и выше, военное учреждение — 2-5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения вправе назначить большее количество дознавателей.

В органах военной полиции Вооруженных Сил реализация полномочий органа дознания осуществляется офицерами подразделений дознания. Возложение начальником органа военной полиции на подчиненных ему офицеров этих подразделений отдельных процессуальных полномочий органа дознания в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ осуществляется путем дачи письменного поручения (бланк 4).

Статья 4. Органы дознания и дознаватели реализуют следующие полномочия и обязанности:

1) проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч.2 ст.21 УПК РФ); незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления;

2) осуществляют прием, регистрацию и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации — только по поручению прокурора) в пределах компетенции, установленной УПК РФ, и в порядке, предусмотренном ст.144 названного Кодекса;

3) принимают по результатам рассмотрения сообщения о преступлении одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145 УПК РФ:

о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК РФ, и в соответствии с п.1 ст.52 настоящей Инструкции (бланки 18, 19);

об отказе в возбуждении уголовного дела (бланки 25, 26);

о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ (бланк 14), а по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, — в суд в соответствии с ч.2 ст.20 УПК РФ (бланк 16);

4) незамедлительно направляют военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, а по указанию последнего — и материалы, послужившие основанием для его вынесения; незамедлительно уведомляют заявителя, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении (ч.4 ст.146 УПК РФ), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ);

5) направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора — в прокуратуру и материалы проверки сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.4 ст.148 УПК РФ);

6) после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст.157 УПК РФ);

Источник