Меню

Должностная инструкция социального педагога по работе с замещающей семьей

Должностная инструкция специалиста по работе с семьей

Должностная инструкция специалиста по работе с семьей

Руководители каждой организации или предприятия составляют должностные инструкции для каждого из своих работников. Этот документ позволяет понять сотрудникам какие именно действия они должны выполнять, а также дает возможность для всесторонней оценки проделанной работы.

Курсы специалиста по работе с семьей позволят слушателям не только получить новые знания в области психологии. Специалисты познакомятся с полным перечнем своих обязанностей и прав.

Что входит в должностную инструкцию

Данная инструкция разрабатывается руководителем исходя из особенностей конкретной специальности. Существуют определенные стандарты составления должностных инструкций. Этот документ должен включать в себя такие разделы:

  1. Общие положения. В этом пункте указывается кому подчиняется специалист по работе с семьей, из каких источников ему выплачивается вознаграждение и т.д.
  2. Основные обязанности. В разделе перечисляются все документы, которые должен составлять специалист, а также указывается перечень мероприятий, осуществляемых данным работником.
  3. Основные права.
  4. Дисциплинарная ответственность за невыполнение обязанностей или ненадлежащее их исполнение.
  5. Квалификационные требования. В данном разделе прописываются требования, выдвигаемые к соискателю должности специалиста по работе с семьей.

Должностная инструкция специалиста по работе с семьей

Утверждается и подписывается данная инструкция непосредственным руководителем специалиста.

Обязанности

Раздел должностной инструкции специалиста по работе с семьей, в котором описываются его обязанности, достаточно обширен. Здесь очень подробно описывается какие именно документы и планы должен составлять специалист. Что же касается его непосредственно работы с семьями, то в обязанности специалиста обычно входит:

  • осуществление диагностических мероприятий в выявленной семье, направленных на оценку рисков для ребенка и последствий его нахождения там;
  • выявление конкретных отклонений в каждом отдельном случае;
  • организация и проведение реабилитации с детьми, как социальной, так и психологической;
  • составление программ по оказанию помощи семьям, где воспитываются дети;
  • проведение консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании собственных детей.

Чтобы иметь возможность работать специалистом по работе с семьей, необходимо иметь высшее образование по специальности психология или социальная работа. Наличие дипломов о прохождении специализированных курсов и тренингов будет дополнительным плюсов в пользу кандидата.

Источник

Должностная инструкция социального педагога по работе с замещающей семьей

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и положением детского дома «О службе сопровождения замещающей семьи».

1.2. Социальный педагог по работе с замещающей семьей (далее — социальный педагог) назначается и освобождается от должности директором детского дома.

1.3. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором детского дома из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора детского дома по работе с семьей и общественностью..

1.5. Социальный педагог должен знать:

  • — Конституцию Российской Федерации;
  • — приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, основы государственной политики в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и деятельность по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — Конвенцию о правах ребенка;
  • — основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
  • — семейное право;
  • — право социального обеспечения в части, касающейся воспитанников и выпускников детского дома;
  • — общую и социальную педагогику;
  • — педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
  • — основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;
  • — социально-педагогические и диагностические методики;
  • — технологии социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции;
  • — современные педагогические технологии воспитания, реализации компетентностного подхода;
  • — методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, коллегами по работе, родственниками воспитанников;
  • — технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • — основы экологии, экономики, социологии;
  • — основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • — правила внутреннего трудового распорядка детского дома;
  • — правила по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы.

1.8. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации. Уставом и законами ______________________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Правительства _________________________ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Типовым положением об общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Семейным кодексом Российской Федерации, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, санитарными правилами и нормами, а также Уставом и локальными актами детского дома, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

2. ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности социального педагога по работе с замещающей семьей являются:

2.1. социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации воспитанников детского дома, переданных в замещающие семьи, осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение замещающих родителей методам разрешения проблемных ситуаций, экстренная помощь в кризисных ситуациях социально-педагогического характера;

2.2. организация взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы детей из замещающих семей;

Читайте также:  Как перевести время tissot touch

2.3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Социальный педагог по работе с замещающей семьей выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет пропаганду передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью;

3.2. обобщает опыт работы по выявлению кандидатов в замещающие родители;

3.3. участвует в проведении встреч, бесед с различными группами населения с целью подбора кандидатов в замещающие родители;

3.4. проводит обследование жилищно-бытовых условий кандидатов в замещающие родители.

3.5. проводит беседы, занятия с кандидатами в замещающие родители и членами семьи, осуществляет контроль над условиями содержания и воспитания детей в замещающей семье;

3.6. проводит обследование развития отношений в замещающей семье в период адаптации; дает заключение о целесообразности помещения данного ребенка в конкретную семью; осуществляет контроль за использованием средств, выделяемых на содержание замещающих детей;

3.7. выявляет и решает социальные проблемы, возникающие в замещающей семье;

3.8. оказывает социальную помощь замещающим семьям;

3.9. участвует в организации различных форм общения замещающих семей ________________ района;

3.10. поводит динамическое наблюдение за развитием отношений в замещающих семьях;

3.11. прогнозирует развитие отношений в замещающей семье;

3.12. разрабатывает индивидуальные программы в целях коррекции отношений в замещающей семье;

3.13. вносит на совещания специалистов детского дома по работе с семьей предложения о целесообразности пополнения замещающей семьи детьми, о целесообразности существования замещающей семьи;

3.14. оформляет личные дела замещающих семей в соответствии с требованиями нормативных документов;

3.15. оформляет акты посещения замещающих семей;

3.16. поддерживает тесную связь с учебными заведениями, которые посещают дети из замещающих семей;

3.17. выполняет правила и нормы охраны труда, охраны жизни и здоровья детей, техники безопасности, противопожарной защиты, правила внутреннего трудового распорядка, график работы, Устав, локальные акты, приказы и распоряжения директора детского дома, настоящую должностную инструкцию и трудовой договор;

3.18. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы детского дома, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание воспитанник(и) детского дома;

3.19. систематически повышает профессиональную квалификацию;

3.20. проходит обязательную аттестацию;

3.21. проходит периодические медицинские осмотры;

3.22. соблюдает этические нормы поведения в детском доме, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. ПРАВА

Социальный педагог по работе с замещающей семьей имеет права в пределах своей компетенции:

4.1. самостоятельно определять формы работы с замещающими семьями;

4.2. препятствовать принятию решений, ущемляющих права воспитанников детского дома;

4.3. получать в соответствии с действующим законодательством дополнительную информацию о кандидатах в замещающие родители;

4.4. участвовать в управлении детским домом в порядке, определяемом уставом детского дома;

4.5. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.6. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.7. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.8. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.9. повышать квалификацию;

4.10. аттестоваться в добровольном порядке на первую (высшую) квалификационную категорию;

4.11. в пределах своей компетенции сообщать директору детского дома о выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности детского дома и вносить предложения по их устранению;

4.12. иметь доступ ко всем документам детского дома в части, касающейся защиты прав и свобод воспитанников;

4.13. собирать информацию, связанную с потребностью воспитанников, проводить социологические опросы, анализ, диагностические обследования.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава детского дома, Правил внутреннего трудового распорядка детского дома, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора детского дома, должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, социальный педагог по работе с замещающей семьей несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора детского дома после истребования объяснений в письменной форме и соблюдением сроков, установленных законодательством о труде.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершении аморального поступка социальный педагог по работе с замещающей семьей может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса социальный педагог по работе с замещающей семьей привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение детскому дому или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог по работе с замещающей семьей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ.

Социальный педагог по работе с замещающей семьей:

Читайте также:  Панель приборов и органы управления

6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-ти часовой рабочей недели и утвержденному директором детского дома

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый год и каждый месяц; план работы утверждается заместителем директора по работе с семьей и общественностью;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании полугодия;

6.4. получает от директора детского дома информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками детского дома, заместителем директора детского дома по административно-хозяйственной части, с врачом детского дома;

6.6. взаимодействует с замещающими родителями, со всеми городскими, районными организациями, занимающимися охраной прав детства, с правоохранительными органами, судом, прокуратурой в вопросах социальной защиты детей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Другие материалы по теме:

— положение о службе сопровождения замещающей семьи здесь;

— должностная инструкция заместителя директора по работе с семьей и общественностью здесь.

Если хотите регулярно получать актуальные юридические советы, разработанные формы по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне и другие полезные документы, то подпишитесь на еженедельную рассылку «Юрист образовательного учреждения»

Подпишитесь на рассылку!

Если Вы хотите регулярно получать актуальные юридические советы и локальные нормативные акты, то подпишитесь на рассылку «Юрист образовательного учреждения»

Подписка на рассылку

Спасибо! Вы подписаны на рассылку «Юрист образовательного учреждения».

Источник

Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 832

Специалист по работе с семьей

Специалист по работе с семьей осуществляет социально-психолого-педагогическое сопровождение семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создает условия для психологического благополучия детей, подростков и взрослых. Он должен проводить диагностику безопасности семейной среды и ее окружения, выявлять семейное неблагополучие с помощью различных технологий и разрабатывать программы реабилитации, реинтеграции (возврата) ребенка и семьи в социум с привлечением ближайшего окружения. Специалист по работе с семьей диагностирует психологическое развитие детей и подростков, консультирует родителей по поводу социализации детей и подростков, их адаптации; выполняет реинтеграцию детей и подростков в кровные семьи, способствует налаживанию контактов и взаимодействия семьи и ребенка.

Специалист по работе с семьей оказывает психолого-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в их социализации в обществе, развитии и социальной адаптации. Осуществляет социальное сопровождение семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия, умеет не только работать в команде, но и создавать междисциплинарные команды оказания помощи семье с детьми.

Эта профессия предполагает работу с несовершеннолетними, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.

Источник



Должностная инструкция специалиста по социальной работе

Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.

Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе

1. Общие положения

  1. Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
  2. На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
  3. Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
    • законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
    • методическую документацию в своей области;
    • устав учреждения;
    • распорядительную документацию руководства учреждения;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • нормы охраны труда;
    • требования пожарной безопасности;
    • настоящий документ.
  4. Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
    • нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
    • актуальные социальные методы развития региона;
    • методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
    • базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
    • ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
    • национальные особенности и традиции своего региона;
    • основы социологии;
    • правила работы с компьютерной техникой.
  5. В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
  6. В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.

2. Должностные обязанности

Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:

  1. Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
  2. Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
  3. Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
  4. Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
  5. Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
  6. Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
  7. Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
  8. Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
  9. Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
  10. Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
  11. Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
  12. Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
  13. Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
  14. Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.
Читайте также:  Лотосоник инструкция по применению

3. Права

Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
  2. Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
  3. Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
  4. Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
  5. Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
  6. Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:

  1. За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
  2. За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
  3. За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

Полезные сведения

При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:

  1. Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
  2. К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
  3. Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
  4. Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
  5. Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.

Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.

Какая информация должна быть в документе

Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.

Общие положения документа

В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.

В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.

Должностные обязанности работника

Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.

Права

Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.

Ответственность работника

Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».

Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.

К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.

Источник