Cистемы электронного голосования КОИБ и КЭГ

Cистемы электронного голосования КОИБ и КЭГ

Центризбирком завершает 1 ноября приемку опытной партии новых электронных урн для голосования. Комплексы электронного голосования будут установлены на избирательных участках в восьми субъектах Российской Федерации

т.е 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней — КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч. Один КОИБ со сканерами и принтером обходится бюджету в 110 тыс. руб

Информация о госзакупках данных технических средств.

Будет использоваться 2 способа голосования:

  1. Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – по сути, это стационарный ящик для голосования оборудованный сканером, позволяющим «считывать» информацию с бюллетеня. При этом избиратель голосует привычным способом – путем нанесения знака в избирательном бюллетеня.
  2. Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране.

Рассмотрим эти системы в отдельности:

КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) – это автоматическая система сбора бюллетеней и подсчета голосов, которая сводит до минимума участие человека в этом процессе. Автоматическая урна для голосования сама сосчитает количество бюллетеней, а также распознает, за кого поставлен голос. В КОИБ используется технология оптического сканирования -устройство считывает отметки избирателей в бюллетенях.

КОИБ представляет собой ящик из темной и полупрозрачной пластмассы, снабженный электронной системой, который может работать как от электричества, так и от аккумуляторных батарей. В комплекс также встроен сканер, который сразу считывает информацию с опущенного бюллетеня. Ровно за 3 секунды информация будет обработана и сохранена на встроенную флеш-карту. Опускать бюллетень в автоматическую урну следует лицевой стороной вниз. Специальные датчики не пропустят смятые, порванные, или сложенные вдвое листы. В случае возникновения у избирателей трудностей по работе с КОИБ, он сам подскажет, как нужно действовать, поскольку оснащен электронной системой оповещения. При подведении итогов КОИБ автоматически проверит контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

КОИБ состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и печатающего устройства (принтера).
Эксплуатация КОИБ на избирательном участке осуществляется силами двух операторов из числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – комплекс средств автоматизации ГАС «Выборы», предназначенный для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Комплекс для электронного голосования обеспечивает:
— проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней;
— автоматизированный подсчет голосов избирателей;
— установление итогов голосования;
— составление протокола участковой комиссии об итогах голосования.
В состав одного комплекса входят:
— стационарных устройства сенсорного голосования (УСГ);
— 2 переносных УСГ для голосования на дому;
— 2 УСГ-тренажера (устанавливаются перед входом в помещение для голосования на каждом избирательном участке, оснащенном КЭГ для ознакомления избирателей с голосованием на сенсорном устройстве)
— сетевой контроллер;
— сервисный блок;
— мини-принтер;
— устройство автономного электропитания.

Техническое решение:

В составе КЭГ используется сенсорный экран, микроконтроллерная схема и специальные файлы данных (*.dat, *.bin, *.bmp). Данное решение позволяет надежно защитить КЭГ от возможных попыток несанкционированных воздействий и вирусных атак.

Устройства для голосования КЭГ не имеют технической возможности для подключения к сети Интернет.

В соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) произведена сертификация встроенного программного обеспечения КЭГ на отсутствие недекларированных возможностей, его код зафиксирован контрольной суммой: в программное обеспечение не может быть встроена другая функция – устройство выполняет только подсчет голосов в соответствии с основными правилами математики: если сложить 2 плюс 2, то получится только 4.

Установление итогов голосования

Распечатка результатов голосования может быть получена на КЭГ сразу после окончания голосования на участке.

Для составления протокола об итогах голосования производится ввод дополнительных сведений на сервисном блоке. Согласно запросам на экране мышкой вводятся числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны КЭГ автоматически – количество избирателей, включенных в список на участке, количество выданных бюллетеней, количество погашенных бюллетеней и др.).

Далее производится автоматическая проверка контрольных соотношений. При их выполнении производится распечатка протокола об итогах голосования, его проверка, далее он подписывается членами участковой избирательной комиссии и записывается автоматически на внешний носитель информации — карту памяти. Карта памяти вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

КОМПЛЕКС ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ (КЭГ)

Комплекс электронного голосования ГЭК

Плюсы и минусы электронного голосования

Среди позитивных сторон системы можно назвать невозможность применения технологии вбрасывания бюллетеней. А бюджетники смогут все-таки голосовать не по приказу начальства. Ведь раньше после выборов многие требовали принести сфотографированный бюллетень с галочкой в нужном месте. КЭГ позволяет в последний момент изменить свое решение.

Еще стоит отметить, что система значительно затруднит нечистым на руку комиссиям подделывать повторный протокол голосования, переписывая первый.

Однако, такая система не способна противостоять уже давно использующимся на участках способам фальсификации. Например, многократному голосованию одних и тех же избирателей (в простонародье «карусель»), многократному голосованию по открепительному удостоверению и, конечно, принуждению к голосованию.
А главное, нужно понимать, что электронный бюллетень — это программа. А, следовательно, электронное устройство можно запрограммировать таким образом, чтобы оно изначально считало голоса неправильно. В итоге получится, что как бы человек не проголосовал, программа засчитает голос в той графе, что прописана в заданных параметрах. И бороться с этим практически невозможно!

В случае повсеместного введения электронных систем для голосования, заинтересованные стороны смогут обеспечить массовые фальсификации. И это может случится уже в последующих избирательных компаниях. Пересчитать зафиксированные контрольной лентой голоса с устройства, специально запрограммированного на неверный подсчет, будет крайне сложно. Данные с нее будут пересчитываться вручную только по решению избирательной комиссии или суда.

Источник

Как выбрать информационную систему для голосования на ОСС

Чтобы проводить электронное голосование на собраниях, собственники помещений в многоквартирном доме должны один раз принять на общем собрании решение об использовании информационной системы. Узнайте, как провести ОСС по выбору информационной системы для электронного голосования и почему это обязательно стоит сделать.

Что такое информационная система для голосования

Право собственников помещений в МКД принять на общем собрании решение об использовании информационной системы для голосования на последующих собраниях утверждено в ч. ч. 3.2–3.4 ст. 44 Жилищного Кодекса РФ.

Порядок проведения ОСС с использованием информационной системы утверждён ст. 47.1 ЖК РФ. Решения, определённые с помощью онлайн-голосования, легитимны и принимаются органами Государственного жилищного надзора.

Информационная система используется для:

  • уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • сообщения решений, принятых ОСС в многоквартирном доме, и результатов голосования;
  • хранения протоколов общих собраний собственников помещений;
  • голосования по вопросам повестки дня.

В качестве информационной системы для электронного голосования на ОСС может быть выбрана ГИС ЖКХ или другая информационная система. Мы рекомендуем вам попробовать провести собрание с помощью нашей информационной системы для электронного голосования. Она называется «Моя Квартира».

Часть нашей информационной системы вам уже знакома – это сервис «ОСС на 100%». Недавно мы добавили новую функцию – создали мобильное приложение для голосования собственников «Моя Квартира».

Собственники помещений голосуют через мобильное приложение, и сведения о каждом голосе сохраняются в сервисе «ОСС на 100%», где автоматически происходит подсчёт голосов и формируется протокол.

У электронного голосования есть несомненные преимущества перед традиционным способом. Поговорим о них подробнее.

Зачем управляющей организации использовать электронное голосование

Электронное голосование на общем собрании собственников помещений МКД значительно упрощает процесс проведения собрания.

Сообщение о собрании не позднее чем за 10 дней до его начала рассылается в системе всем собственникам помещений. Таким образом управляющая компания экономит деньги на отправке заказных писем и время на обходе для уведомления под подпись.

Продолжительность голосования по вопросам повестки дня ОСС с использованием информационной системы должна составлять от трёх до пяти дней с даты и времени начала проведения такого голосования (ч. 8 ст. 47.1 ЖК РФ).

Тем, кто хотя бы раз проводил ОСС, не надо рассказывать, каких усилий и подготовки требует поквартирный обход. При помощи информационной системы управляющим организациям будет проще набрать кворум. К тому же это отличная возможность проголосовать тем собственникам, кто физически не может находиться на собрании.

Обойти нужно будет только те квартиры, собственники которых не проголосовали в приложении. В сервисе «ОСС на 100%» будет представлен список таких квартир. При проведении электронного голосования собственники в режиме онлайн отправляют решения, и информация о них сохраняется в системе.

Электронный способ голосования требует минимум усилий и от собственников: они могут отправить решение в любое удобное для них время, для этого достаточно зайти в мобильное приложение «Моя Квартира».

Подделка подписей в бюллетенях становится невозможной. Каждый собственник голосует, авторизовавшись в приложении с помощью индивидуального кода. В системе сохраняется отчёт о каждом голосе с указанием даты и времени его поступления.

Что нужно сделать, чтобы использовать информационную систему «Моя Квартира»

Чтобы использовать информационную систему РосКвартала для голосования на общем собрании собственников помещений МКД, выполните следующие несложные шаги:

  1. Зарегистрируйтесь в сервисе «ОСС на 100%», если вы ещё не успели это сделать.
  2. Проведите общее собрание собственников помещений в МКД о выборе информационной системы «Моя Квартира» для проведения последующих собраний.
  3. Попросите собственников подписать заявление на предоставление им доступа к информационной системе для голосования. Готовый бланк заявления скачайте в сервисе «ОСС на 100%».
  4. Разместите на информационном стенде дома объявление о возможностях мобильного приложения «Моя Квартира», которое мы вам вышлем по запросу. Объявление можно скачать самостоятельно в сервисе «ОСС на 100%».

Рассмотрим подробнее, как провести ОСС о выборе информационной системы для голосования.

Как провести ОСС по выбору информационной системы

На ОСС по выбору информационной системы для голосования вам нужно собрать кворум 50% + 1 от общего числа голосующих на ОСС (ч. ч. 3.2, 3.3, 3.4 ст. 44 ЖК РФ).

Первый и важный этап подготовки собрания – составить повестку дня. Помимо обязательных для каждого собрания вопросов о выборе председателя, секретаря и счётной комиссии собрания, включите в неё вопросы о принятии решений о (об):

  • использовании информационной системы «Моя Квартира» при проведении последующих общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
  • определении лица, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на использование информационной системы «Моя Квартира» при проведении последующих общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее – администратор общего собрания собственников);
  • порядке приёма администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
  • утверждении Положения о порядке проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с использованием информационной системы «Моя Квартира».
Читайте также:  Когда применяют мазь Вишневского

Если вы пользуетесь сервисом «ОСС на 100%», добавьте готовые формулировки вопросов из категории «Онлайн голосование» в библиотеке вопросов.

Далее Инициатор собрания не позднее чем за 14 дней сообщает администратору собрания о проведении ОСС с использованием информационной системы. Собственников помещений надо уведомить в информационной системе не позднее 10 дней до начала собрания. При этом в сообщении обязательно укажите:

  • сведения об администраторе общего собрания: для юрлиц – наименование, организационно-правовую форму, адрес, номер телефона, для физлица – фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты;
  • место нахождения администратора общего собрания;
  • дату и время начала и окончания проведения онлайн-голосования;
  • порядок приёма администратором ОСС решений в письменной форме.

Вы можете загрузить в сервис уже имеющийся у вас реестр собственников или сформировать его на основе полученных из Росреестра данных. Реестры присутствующих на собрании физических и юридических лиц будут заполнены в сервисе автоматически. Вы скачаете их и бланки голосования уже готовыми к распечатке.

В информационной системе «Моя Квартира» хранятся сведения о каждом участнике голосования и о документе, подтверждающем право собственности на помещение в МКД, информация о решении по каждому вопросу повестки дня и электронный образ такого решения. Все эти сведения администратор собрания размещает в ГИС ЖКХ не позднее одного часа с момента получения решения.

Для проведения голосования с использованием информационной системы «Моя Квартира» собственники должны подписать заявление о предоставлении доступа к ней и согласие на обработку персональных данных. Шаблон такого заявления скачайте в сервисе «ОСС на 100%».

Решения ОСС по каждому вопросу повестки автоматически размещаются в системе не позднее одного часа после окончания голосования.

Электронное голосование на ОСС может значительно упростить жизнь управляющим организациям, да и собственникам тоже. Собственники получат возможность голосовать в удобное для них время в любом месте, даже если они находятся за границей.

А УО смогут контролировать, кто и в какое время проголосовал и вовремя отправлять результаты в ГИС ЖКХ. Организации будут знать результаты голосования, что важно при решении текущих вопросов по дому и уменьшает количество запросов от собственников, потому как достаточно будет сослаться на результаты в сервисе «ОСС на 100%».

Попробуйте провести общее собрание собственников помещений в МКД с использованием информационной системы «Моя Квартира». Уверены, вы увидите разницу.

Предложение для УО и ТСЖ из Санкт-Петербурга

Внимание ТСЖ/ЖК/ЖСК/УО из Санкт-Петербурга!
Мы ищем организацию, которая готова в начале января 2019 года провести ОСС о выборе информационной системы «Моя Квартира» для проведения дальнейших ОСС с ее использованием.

Мы бесплатно проведём для вас собрание по выбору ИС «Моя Квартира» и первое собрание с ее использованием.

Для получения дополнительной информации звоните нам: 8 800 500-65-61 (доб. 224), ведущий юрист Татьяна Карепина.

Источник

Как провести электронное голосование в многоквартирном доме по системе ГИС ЖКХ 12061

Как провести электронное голосование в многоквартирном доме по системе ГИС ЖКХ

Что такое электронное Общедомовое Собрание Собственников. Чем традиционное ОСС отличается от электронного голосования. Плюсы и минусы новой удаленной системы голосования для собственников.

Вопреки своему звучанию, термин «Общее Собрание Собственников помещений» (ОСС) – это не просто сбор и голосование жильцов, а самый настоящий орган управления домом. Это четко прописано в ч.1 ст.44 ЖК РФ. Проводятся ОСС для того, чтобы собственники и жильцы многоквартирных домов могли обсуждать текущие вопросы и проблемы совместно с представителями управляющих организаций (УК или ТСЖ). А также искать и выбирать пути их решения путем голосования.

В 2020 году механизм проведения общедомовых собраний был значительно модернизирован Федеральным законом от 25.05.2020 №156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Благодаря нему у собственников жилых помещений появилась возможность проводить электронные онлайн-собрания с использованием системы ГИС ЖКХ. Кроме того, новый закон увеличил продолжительность голосования на таких собраниях, а также в нем предусмотрена возможность использовать для проведения онлайн-ОСС и другие подобные электронные системы.

В нашей инструкции мы подробнее разберем механизм проведения электронных общедомовых собраний через систему ГИС ЖКХ. Рассмотрим особенности, плюсы и минусы такой формы ОСС, а также ответим на самые часто задаваемые вопросы относительно онлайн-формы голосования.

КАК ВООБЩЕ УСТРОЕНО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕДОМОВОЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ

Согласно ст. 44.1 ЖК РФ, существует всего три формы общих собраний собственников:

1. Очная (совместное присутствие собственников для обсуждения и голосования по повестке дня).

2. Заочная (опросным путем или с использованием системы).

Поскольку понятие «электронное голосование» отдельно в законодательстве не прописано, согласно ст. 47.1 ЖК РФ, оно относится к заочной форме проведения ОСС, с использованием электронной системы.

У многих собственников может возникнуть вопрос: «Можно ли проводить первое ОСС по новому методу или для выбора проведения собраний в электронном варианте сперва нужно провести стандартное общее собрание и проголосовать?» На самом деле в ЖК РФ заранее предусмотрели возможность проведения первого ОСС в многоквартирном доме в форме заочного голосования. Причем как с использованием ГИС ЖКХ, так и с использованием региональной информационной системы (РИС), а также иных информационных систем (ИИС). Но с последним вариантом есть важный нюанс.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно письму Минстроя РФ от 19 июня 2020 г. № 19301-ОГ/04, проводить отдельное собрание для перехода к электронному голосованию по системам ГИС ЖКХ и РИС нет необходимости. Однако, чтобы провести ОСС в многоквартирном доме в форме электронного голосования с использованием иных информационных систем, необходимо предварительное принятие решений общим собранием собственников, предусмотренных ЖК РФ.

Поэтому, чтобы выбрать метод проведения собраний по ИСС, собственникам необходимо провести ОСС по обычной форме. При этом, согласно ч. ч. 3.2, 3.3, 3.4 ст. 44 ЖК РФ, необходимо собрать кворум 50% +1 участник от общего числа голосующих за переход на электронную форму ОСС.

Инициировать проведение ОСС (в том числе и онлайн) могут:

– любой собственник помещения в МКД (как один собственник, так и более).

– действующая УК, ведущая деятельность на основании договора управления.

При этом следует учесть, что члены иных жилищных объединений являются собственниками помещений в МКД. Поэтому они также могут инициировать собрания как собственники.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕДОМОВЫХ СОБРАНИЙ ПО СИСТЕМЕ ГИС ЖКХ

Голосование по системе ГИС ЖКХ устроено сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это не просто проведение общедомового собрания и голосование в онлайн-форме. Это еще размещение и хранение всех данных о проведении каждого ОСС (информации о самом собрании, о голосованиях и об итоговых принятых решениях). Именно поэтому система ГИС ЖКХ определена законодательными органами РФ для электронных голосований на ОСС как основная.

Сам порядок проведения ОСС с использованием ГИС ЖКХ утвержден ст. 47.1 ЖК РФ. Решения, определенные с помощью данного голосования, полностью легитимны и принимаются ГЖИ.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если ранее на общем собрании собственники утвердили возможность проведения ОСС с помощью другой информационной системы, то собрание, проведенное с помощью системы ГИС ЖКХ, может быть признано нелегитимным!

Более подробно о работе в системе ГИС ЖКХ по проведению электронного голосования можно ознакомиться в инструкции по следующей ссылке. Отметим, что механизм проведения первого собрания по системе зависит от того, проводится оно в первый раз или уже проводилось ранее.

Для проведения ПЕРВОГО собрания с использованием системы ЕИАС ЖКХ вам необходимо выполнить три действия:

1. Авторизоваться в Личном кабинете гражданина ГИС ЖКХ через ЕСИА (Госуслуги).

2. Указать свою собственность, если она не была указана ранее.

3. Инициировать собрание и проголосовать.

Процедура проведения ПОВТОРНОГО собрания с использованием системы ЕИАС ЖКХ отличается незначительно (за исключением, что ранее собственники уже имели кворум и принимали решения по обязательным вопросам первого собрания) и также имеет три действия:

1. Авторизация в Личном кабинете гражданина ГИС ЖКХ через ЕСИА (Госуслуги).

2. Указание своей собственности, если она не была указана ранее.

3. Голосование по повестке собрания в указанные сроки.

Ниже подробнее рассмотрим все этапы проведения онлайн-собрания по такой системе.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОВЕСТКА ОНЛАЙН-СОБРАНИЯ

Прежде всего вам необходимо определиться с повесткой собрания, которое вы хотите провести в электронном виде. Например, это может быть выбор Совета дома и председателя Совета дома. После чего необходимо сформировать повестку собрания.

– формулировки должны отражать суть вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования;

– если формулировка вопроса установлена законодательством, то вопрос указывается согласно требований;

– не допускается включение в повестку вопросов с формулировками «Разное», «Другие вопросы» или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками;

– не допускается объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 47.1 ЖК РФ, на первом собрании в повестку также обязательно должны быть включены следующие вопросы:

– вопрос об определении администратора общего собрания;

– вопрос о порядке приема им сообщений о проведении ОСС и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование;

– вопрос о продолжительности голосования при использовании системы.

ВТОРОЙ ЭТАП – УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОНЛАЙН-ОСС

Инициатор собрания автоматически становится его администратором и обязан определить для первого собрания следующие условия:

– порядок приема решений собственников;

– продолжительность собрания ( от 7 до 60 дней со дня начала голосования ).

Согласно п. 3.3. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, администратор ОСС – это лицо, которое от имени собственников уполномочено на использование системы при проведении онлайн-голосования.

Администратор собрания обязан разместить в ГИС ЖКХ за 10 дней до проведения онлайн-собрания уведомление о проведении собрания. А также, согласно ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ, с помощью системы направить такое уведомление каждому собственнику в МКД. Также уведомление подлежит размещению во всех подъездах дома или в пределах земельного участка в МКД.

Уведомление о проведении ОСС должно содержать следующую информацию:

– сведения об администраторе собрания, включая ФИО, паспортные данные, место постоянного проживания, номер телефона, адрес электронной почты. Если администратор − юридическое лицо, то указывается наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– место и (или) фактический адрес администратора собрания;

– дата и время начала и окончания проведения голосования;

– порядок приема письменных бюллетеней.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Собственники за пять дней до проведения собрания могут подать в УК или ТСЖ письменный отказ от проведения онлайн-собрания. Сама форма отказа не установлена законодательством, поэтому пишется в произвольной форме. УК, ТСЖ, получившие отказы, обязаны за два дня до собрания передать инициатору первого собрания такие отказы. При этом, если отказов получено от собственников, обладающих в сумме более 50 % голосов от числа жителей дома , то онлайн-собрание будет запрещено к проведению.

ТРЕТИЙ ЭТАП – РАЗМЕЩЕНИЕ ПРАВИЛ ДОСТУПА К ГИС ЖКХ

Инициатор собрания одновременно с размещением уведомления об ОСС обязан довести до собственников следующую информацию:

– правила доступа к ГИС ЖКХ собственников, не зарегистрированных в системе. Правила доступа можно найти на ГИС ЖКХ в разделе «Регламенты и инструкции»;

– порядок письменного отказа от проведения онлайн-собрания.

Кроме того, согласно пп.в п.19 Приказа 44/пр, инициатору собрания также нужно составить акт с фотофиксацией о размещении уведомления о собрании, а также иных обязательных документов.

Читайте также:  Комплект поставки деревообрабатывающего станка ИЭ 6009А

ВАЖНО ЗНАТЬ! В дальнейшем при проведении электронных голосований инициатор собрания не позднее чем за 14 дней сообщает администратору собрания о проведении ОСС с использованием информационной системы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ НА ОСС

Согласно ч. 8 ст. 47.1. ЖК РФ, продолжительность голосования по вопросам повестки дня ОСС с использованием системы должна составлять не менее чем 7 дней и не более чем 60 дней с даты и времени начала проведения такого голосования . Онлайн-голосование проводится без перерыва с даты и времени его начала и до даты и времени его окончания .

Лица, не зарегистрированные в системе, могут передать бюллетени голосования администратору голосования. А он в свою очередь будет обязан разместить их в системе.

ПЯТЫЙ ЭТАП – ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ОСС

Согласно ч. 11 ст. 47.1. ЖК РФ, принятые по результатам голосования ОСС в системе ГИС ЖКХ решения автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого голосования . Сформированные с использованием системы протоколы и электронные образы решений собственников по поставленным на голосование вопросам передаются администратору общего собрания. Также все они, согласно ч. 12 ст. 47.1. ЖК РФ, хранятся в системе ГИС ЖКХ.

ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Как я узнаю, что в моем доме проходит электронное голосование?

Администратор не позднее чем за десять дней до даты и времени начала проведения ОСС размещает в системе сообщение о проведении собрания. В указанный же срок администратор направляет сообщение о проведении ОСС каждому собственнику помещения в данном доме посредством системы. Также информационное сообщение размещается на информационных досках вашего многоквартирного дома.

Может ли администратором общего собрания быть не собственник МКД?

Может, поскольку таких требований к администратору ОСС в электронном виде в настоящее время не установлено законом. Напомним, администратор – это физическое или юридическое лицо, которое от лица других владельцев помещений в доме будет использовать информационную систему при проведении общего собрания.

Мы инициировали выбор новой УК с помощью электронного голосования. Может ли старая УК, не будучи администратором или инициатором голосования, видеть, как проходит голосование?

Да, может. Через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ.

Если жители выбрали ГИС ЖКХ для проведения собраний в заочной форме, можно ли проводить собрания старым способом?

Конечно можно. Через ГИС ЖКХ собрания проводятся только в заочной форме. Запрета на проведение собрания в очной и очно-заочной форме это не влечет.

Источник

Документы ЦИК России

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2007 г.

Москва

О внесении изменений в Порядок использования комплексов для электронного голосования при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденный постановлением ЦИК России от 14 июля 2006 года № 181/1152-4

В соответствии с подпунктами «в», «е» пункта 9, пунктом 13 статьи 21, пунктами 32, 35 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Внести изменения в Порядок использования комплексов для электронного голосования при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденный постановлением ЦИК России от 14 июля 2006 года № 181/1152-4, изложив его в новой редакции (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 февраля 2007 года № 200/1256-4

ПОРЯДОК
использования комплексов для электронного голосования при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок использования комплексов для электронного голосования при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации (далее — Порядок), разработан на основании подпунктов «в», «е» пункта 9, пункта 13 статьи 21 и пунктов 32, 35 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Инструкции о порядке голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящими комиссиями (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 февраля 2007 года № 199/1245-4.

1.2. Участковые избирательные комиссии, комиссии референдума (далее — участковые комиссии) используют при голосовании на выборах, референдумах комплексы для электронного голосования (далее — КЭГ) по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения — по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, использование КЭГ обязательно при подсчете голосов на выборах и (или) референдумах всех уровней.

1.3. При голосовании с использованием КЭГ осуществляется автоматизированный подсчет голосов избирателей, участников референдума и составление таблицы участковых комиссий об итогах электронного голосования на выборах, референдумах, в том числе проводимых одновременно.

1.4. В субботу, предшествующую дню голосования, проводятся проверки работоспособности КЭГ и тренировки членов участковой комиссии по применению этого комплекса.

2. Особенности работы участковой комиссии
при использовании КЭГ

2.1. Оператор КЭГ.

В соответствии с требованиями Инструкции функционирование КЭГ обеспечивают не менее двух операторов КЭГ — членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КЭГ.

Основные функции оператора КЭГ:

прием КЭГ, доставленного в помещение для голосования избирательного участка, участка референдума;

сборка КЭГ в помещении для голосования;

запись электронных бюллетеней с ключевой энергонезависимой карты памяти на энергонезависимые карты памяти каждого устройства для электронного голосования;

установка энергонезависимых карт памяти в устройства для электронного голосования и опечатывание мест их установки;

тестирование КЭГ накануне и в день голосования перед началом голосования;

сообщение председателю участковой комиссии о готовности КЭГ к голосованию, который оглашает эту информацию членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 3.4.3 Инструкции;

консультирование членов участковой комиссии, избирателей, участников референдума, наблюдателей, кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума по вопросам использования КЭГ в день голосования, в том числе с использованием тренажерного устройства для электронного голосования, устанавливаемого перед входом в помещение для голосования;

контроль за функционированием КЭГ в течение дня голосования;

сообщение о фактах нарушения функционирования КЭГ по телефонам «горячей линии» технической поддержки;

вывод на печать таблиц итогов электронного голосования и передача их председателю участковой комиссии для оглашения;

обеспечение соблюдения установленных мер безопасности при использовании КЭГ в соответствии с Руководством по эксплуатации комплекса для электронного голосования.

2.2. Требования к помещению для голосования с использованием КЭГ.

До начала развертывания КЭГ, наряду с соблюдением установленных законом требований, помещение для голосования должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией на КЭГ.

В помещении для голосования непосредственно около каждого устройства для электронного голосования должны быть размещены плакаты с правилами голосования избирателей, участников референдума при использовании КЭГ.

2.3. Обеспечение участковой комиссии.

Участковая комиссия должна быть обеспечена:

комплексом для электронного голосования;

рулонами бумаги по количеству используемых в составе КЭГ принтеров;

комплектом ключевых энергонезависимых карт памяти (основная и резервная) для КЭГ с электронными бюллетенями;

карточками с штрих-кодом (основная и резервная) для допуска к меню режимов работы КЭГ с надписью «Ключевая»;

карточками с штрих-кодом (основная и резервная) для допуска к меню режимов работы КЭГ с надписью «Режим «Тестирование»;

комплектом карточек с штрих-кодом для допуска избирателей, участников референдума к электронному голосованию, полученных участковой комиссией в количестве, определенном решением вышестоящей комиссии;

копиями сертификатов на КЭГ;

комплектом эксплуатационной документации.

Для тестирования КЭГ накануне дня голосования и в день голосования председатель участковой комиссии выдает по акту (приложение № 1) операторам КЭГ соответствующее количество карточек из числа карточек с штрих-кодом для допуска к голосованию, полученных участковой комиссией, для нанесения надписи «Тест» на стороне противоположной штрих-коду каждой карточки.

Карточки с штрих-кодом с надписью «Тест», использованные для тестирования КЭГ накануне дня голосования, необходимо в тот же день сдать по акту председателю участковой комиссии.

Для тестирования КЭГ в день голосования используются те же карточки с штрих-кодом с надписью «Тест», которые использовались операторами КЭГ накануне дня голосования. После завершения тестирования КЭГ, до открытия помещения для голосования, необходимо составить акт об использовании этих карточек (приложение № 2) и после окончания голосования погасить их с соблюдением требований, установленных законом.

Карточки с штрих-кодом для доступа к голосованию изготавливаются в вышестоящей комиссии для каждого избирательного участка, участка референдума (приложение № 3).

Председатели участковых комиссий получают средства, перечисленные в пункте 2.3 настоящего Порядка, в вышестоящей комиссии.

2.4. Правила подготовки энергонезависимых карт памяти и карточек с штрих-кодом.

Ключевые энергонезависимые карты памяти (далее — ЭКП), ключевые карточки с штрих-кодом с надписью «Ключевая» и надписью «Режим «Тестирование», а также карточки с штрих-кодом для допуска к голосованию готовятся для каждого избирательного участка, участка референдума на автоматизированном рабочем месте комплекса средств автоматизации (далее — КСА) ГАС «Выборы» вышестоящей комиссии и передаются в участковую комиссию в опечатанном конверте.

Накануне дня голосования оператор КЭГ проводит подготовку комплекта ЭКП для каждого устройства для электронного голосования и сетевого контроллера, используя полученную из вышестоящей комиссии ключевую ЭКП.

Форма и вид карточки с штрих-кодом для допуска к меню режимов работы КЭГ, а также карточек с штрих-кодом для допуска к голосованию представлены в приложении № 4.

3. Организация работы участковой комиссии
накануне дня голосования

Проверка функционирования КЭГ накануне дня голосования осуществляется операторами КЭГ (приложение № 5) в соответствии с Руководством по эксплуатации комплекса для электронного голосования.

3.1. Проверка работоспособности КЭГ.

Работоспособность КЭГ проверяется после его сборки и включает в себя:

настройку КЭГ на проводимые выборы, референдум (загрузка электронных бюллетеней с ключевой ЭКП);

проведение тренировочного электронного голосования;

распечатку таблицы итогов тестового и тренировочного электронного голосования;

проверку правильности подсчета голосов избирателей, участников референдума.

По указанию председателя участковой комиссии оператор КЭГ проводит (при необходимости) процедуру исключения (восстановления) кандидата в электронном бюллетене, списка кандидатов из электронного бюллетеня.

3.2. Тестовое электронное голосование.

После настройки КЭГ на соответствующие выборы, референдум оператор КЭГ с помощью ключевой карточки с штрих-кодом с надписью «Режим «Тестирование» переводит КЭГ в режим тестирования. При этом проводится тестовое электронное голосование с выводом на печать информации о тестовом электронном голосовании и таблицы итогов тестового электронного голосования.

Тестовое электронное голосование проводится с помощью карточек с штрих-кодом с надписью «Тест», которые выдаются по акту. По решению участковой комиссии проводится тестирование голосования по открепительным удостоверениям.

Итоги проведения тестирования КЭГ оформляются актом (приложение № 6).

3.3. Работа в тренировочном режиме.

При работе в тренировочном режиме оператор КЭГ выполняет следующие процедуры:

активирует карточки с штрих-кодом для допуска к голосованию с надписью «Тест» и проводит голосование в режиме «ГОЛОСОВАНИЕ»;

распечатывает таблицу итогов электронного голосования в помещении для голосования на избирательном участке, участке референдума в тренировочном режиме и передает их председателю участковой комиссии для сравнения полученных результатов и последующего их представления в вышестоящую комиссию;

Читайте также:  Чертежи и схемы для кухонного уголка своими руками

завершает работу и по указанию председателя участковой комиссии проводит стирание результатов тестирования и тренировки на ЭКП сетевого контроллера, выключает КЭГ в соответствии с Руководством по эксплуатации комплекса для электронного голосования.

После завершения тренировок накануне дня голосования оператор КЭГ сдает председателю участковой комиссии на ответственное хранение:

карточки с штрих-кодом с надписью «Тест»;

ключевые карточки с надписью «Ключевая» и с надписью «Режим «Тестирование»;

ЭКП, снятые с каждого устройства КЭГ.

4. Организация работы участковой комиссии в день голосования

4.1. Подготовка КЭГ к работе до открытия помещения для голосования.

Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования в установленное председателем участковой комиссии время до начала голосования.

Контроль за функционированием КЭГ в день голосования осуществляется в соответствии с Порядком работы операторов КЭГ в день голосования (приложение № 7).

4.2. Проведение электронного голосования.

Электронное голосование проводится в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции.

4.2.1. Действия при нарушении функционирования КЭГ в ходе голосования.

В случае нарушения функционирования КЭГ оператор должен сообщить об этом в группу технической поддержки по телефонам «горячей линии», принять меры по их устранению в соответствии с Руководством по эксплуатации комплекса для электронного голосования, а при невозможности устранения — проконсультироваться у специалистов группы технической поддержки.

4.2.1.1. Неисправности сетевого контроллера.

В случае отсутствия световой индикации на дисплее сетевого контроллера оператор КЭГ проверяет подключение кабеля сети КЭГ и наличие подачи электропитания на сетевой контроллер.

В случае отсутствия на дисплее сетевого контроллера индикации «СОСТОЯНИЕ СЕТИ» одного или более устройств для электронного голосования, подключенных к сети, оператор КЭГ проверяет подключение устройств для электронного голосования, входящих в состав КЭГ, к источнику питания и подключение кабелей сети КЭГ.

В случае отсутствия на дисплее сетевого контроллера индикации «ИНФОРМАЦИЯ» оператор КЭГ проверяет подключение кабелей оптических считывателей.

4.2.1.2. Неисправности устройств для электронного голосования.

В случае отсутствия световой индикации экрана оператор КЭГ проверяет подключение кабеля питания.

В случае наличия на экране устройства для электронного голосования сообщения «НЕТ КАРТЫ ПАМЯТИ» оператор КЭГ проверяет установку энергонезависимой карты памяти в устройство для электронного голосования, а при необходимости устанавливает ЭКП. Если сообщение на экране устройства для электронного голосования сохранилось, то необходимо заменить ЭКП в этом устройстве, так как она не содержит конфигурацию выборов.

В случае отказа одного или нескольких устройств для электронного голосования во время голосования оператор КЭГ немедленно информирует об этом председателя участковой комиссии и сообщает по телефонам «горячей линии» группе технической поддержки.

Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций устройства для электронного голосования остаются неработоспособными, оператор КЭГ должен вызвать группу технической поддержки в помещение для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума.

Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность устройства для электронного голосования, председатель участковой комиссии совместно с членами участковой комиссии составляет акт о неработоспособности неисправного устройства для электронного голосования и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности такого устройства передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой комиссии об итогах электронного голосования.

Голосование избирателей, участников референдума продолжается на работоспособных устройствах для электронного голосования.

4.2.1.3. Отключение электропитания.

В случае отключения электропитания КЭГ автоматически переходит в режим работы от автономного источника питания. При этом оператору КЭГ необходимо:

убедиться, что на дисплее сетевого контроллера отображается информация о подключенных к сети устройств для электронного голосования;

сообщить об отключении электропитания председателю участковой комиссии и по телефонам «горячей линии».

4.2.1.4. Обрыв ленты принтера .

При обрыве ленты принтера оператор КЭГ по решению участковой комиссии должен приостановить голосование на соответствующем устройстве для электронного голосования на время замены рулона или изъятия части рулона с отпечатанной информацией и заправки оставшейся части рулона. Конец ленты подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, подписи заверяются печатью участковой избирательной комиссии, после чего лента укладывается в пакет, опечатывается печатью участковой комиссии и размещается в сейфе. Новая лента (либо оставшаяся после обрыва часть бобины старой) перед установкой в принтер должна быть подписана председателем и секретарем и заверена печатью участковой избирательной комиссии. После устранения неисправности и составления соответствующего акта оператор КЭГ опечатывает принтер и докладывает председателю участковой комиссии о готовности КЭГ к продолжению голосования на соответствующем устройстве для электронного голосования, председатель участковой комиссии оглашает эту информацию членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 3.4.3 Инструкции.

4.3. Организация работы участковой комиссии после окончания электронного голосования.

После оглашения, подписания и заверения печатью участковой комиссии итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума, председатель участковой комиссии с операторами КЭГ выполняет следующие действия:

проверяет целостность печатей на устройствах для электронного голосования, принтерах;

если печати не повреждены, оператор КЭГ докладывает об этом председателю участковой комиссии, который оглашает эту информацию членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 3.4.3 Инструкции;

если печать повреждена (сорвана), составляется акт о выявленном повреждении, в котором указывается причина повреждения и излагаются выводы участковой комиссии. Председатель участковой комиссии оглашает эту информацию членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 3.4.3 Инструкции.

5. Организация работы участковой комиссии после составления протокола участковой комиссии об итогах голосования

После подписания протокола об итогах голосования, выдачи его заверенных копий наблюдателям и иным лицам, присутствующим при подсчете голосов, имеющим право на получение копий, и внесения соответствующей записи в реестре оператор КЭГ извлекает энергонезависимые карты памяти из всех устройств КЭГ, контрольные ленты из каждого принтера и передает их председателю участковой комиссии.

6. Разборка и возврат КЭГ

После завершения всех работ операторы КЭГ демонтируют и укладывают КЭГ в упаковочную тару в соответствии с Руководством по эксплуатации комплекса для электронного голосования.

Возврат КЭГ с избирательных участков, участков референдума после окончания выборов, референдума осуществляется по графику, утвержденному вышестоящей комиссией.

Источник

Центральная избирательная комиссия
Республики Мордовия

  • Новости
  • Документы избирательной комиссии
  • Законодательство о выборах и референдумах
  • Политические партии
  • Работа с обращениями граждан
  • К сведению СМИ
  • Обучение
  • Архив выборов и референдумов

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Устройство сенсорного голосования (УСГ), также комплекс электронного голосования (КЭГ) — электронная машина для голосования на основе сенсорного дисплея. Голосование при этом производится непосредственно через интерфейс устройства без использования бумажных бюллетеней. Голоса избирателей обрабатываются и подсчитываются автоматически. Устройство активируется избирателем при помощи одноразовой карты со штрих-кодом.

Существуют как стационарные сенсорные устройства, так и переносные, предназначенные для голосования на дому. Ряд моделей способен параллельно вести учёт голосов на бумажном носителе, и эта возможность в ряде стран, в том числе и в России, является обязательным требованием

ПРОЦЕДУРА ГОЛОСОВАНИЯ

До начала голосования устройство находится в деактивированном состоянии, чтобы невозможно было воспользоваться им в целях фальсификации. Утром при открытии участка машина активируется при помощи электронного ключа. По смыслу эта процедура аналогична опечатыванию урны для бумажных бюллетеней. Избиратели получают одноразовые штрих-карты, которые вставляют в специальный разъём устройства и голосуют, касаясь сенсорного дисплея, на котором отображается электронный бюллетень. При этом система потребует от избирателя подтвердить свой выбор и только после этого запомнит его.

Если в один день проводятся выборы нескольких уровней (например, парламентские и муниципальные), устройство сенсорного голосования сначала предложит избирателю выбрать вид бюллетеня и подтвердить свой выбор по каждому из них отдельно. Если избиратель ушёл, по ошибке не подтвердив голос, такой бюллетень будет засчитан как испорченный. По окончании голосования устройство само распечатывает итоговый протокол.

НАДЁЖНОСТЬ И ПРОВЕРЯЕМОСТЬ

Проверяемость результатов является общей проблемой машин для голосования. Возможность регистрации голосов на бумажном носителе во многих странах является требованием многих общественных активистов, а где-то и закона. Так, в США ряд машин может выдавать избирателю распечатанную на подключённом к устройству принтере квитанцию, в которой указаны выбранные им кандидаты. В России итоги регистрируются на бумажной ленте, аналогичной кассовой. Избиратель видит через специальное окошко, что его голос пропечатался на бумажном носителе, а когда он покидает кабинку, лента прокручивается, чтобы следующий избиратель не видел выбор предыдущего. Тем не менее, даже при таких мерах часть авторитетных российских экспертов опасается массовых фальсификаций при помощи УСГ.

Помимо возможности злонамеренного вмешательства в ход голосования, подобные устройства могут испытывать ряд чисто технических проблем. Например, в 2006 году в Майами из-за неправильной калибровки сенсорного дисплея были неправильно учтены три голоса.

В России комплексы для электронного голосования используются с 2006 года. Поскольку сенсорное устройство является в стране единственной разновидностью машины для голосования с прямой записью, то термины «устройство сенсорного голосования» и «комплекс для электронного голосования» в российском словоупотреблении фактически синонимичны, хотя в других странах существуют кнопочные модификации КЭГ.

Стала известной в России «бразильская» машина для голосования, рассматривавшаяся многими как оптимальный вариант для закупки ЦИКом ввиду низкой цены. Но от бразильской машины решено было отказаться из-за малой надёжности и невозможности параллельной регистрации голосов на аналоговом носителе.

Современное российское устройство преподносится ЦИК как самое экономичное в своей категории надёжности и удовлетворяющее самым строгим европейским требованиям

ВОЗМОЖНОСТИ И ДОСТОИНСТВА КЭГ

В КЭГ реализованы следующие возможности:

– «безбумажная» форма голосования;

– возможность оперативного подсчета результатов голосования и вывод их на печать в течении 5-ти минут после закрытия избирательного участка;

– энергонезависимости КЭГ от сети переменного тока 220 В в течении 6часов;

– обечпечение соблюдения тайны волеизъявления избирателя.

– устройства для голосования работают без использования операционных систем, благодаря чему не подвержены несанкционированному вмешательству в работу;

– отсутствие затрат на подготовку и изготовление бумажных бюллетеней;

– отсутствие ошибок при подсчете бюллетеней;

– реализован принцип прозрачности выборов;

– программное обеспечение комплекса имеет открытый код и доступно для ознакомления всем желающим;

– комплекс запатентован и сертифицирован;

– срок эксплуатации комплекса составляет не менее 10-ти лет.

ПРОЦЕДУРА ГОЛОСОВАНИЯ

Комплекс прост в обращении. Процедура голосования занимает не более одной минуты.

1. Перед началом голосования избиратель обращается в комиссию и получает карточку со штрих-кодом.

2. Получив штрих-код, избиратель подходит к кабинке для голосования, которая состоит из устройства с сенсорным экраном, шторок и принтера.

Штрих-код прикладывается к окошку оптического считываетля устройства.

3. С помощью нажатия на сенсорный экран избиратель делает свой выбор, при этом результаты голосования одновременно с записью на энергонезависимой карте памяти фиксируется на непрерывной бумажной ленте.

4. Подведение итогов голосования происходит автоматически, распределение голосов печатается на бумажной ленте.

5. А что же происходит, если избиратель ушёл, не проголосовав? Для решения этой задачи реализована световая индикация устройства сенсорного голосования. Пока избиратель стоит у устройства, горит красная лампочка, которую видно председателю и всем членам комиссии.

Как только избиратель проголосовал, загорается зеленый свет для следующего. Если избиратель ушел, не проголосовав, будет гореть красный свет. В этом случае председатель комиссии имеет право объявить волеизъявление этого избирателя недействительным, потому что голос не был отдан ни за кого. Для получения избирателями практических навыков и упрощения голосования на избирательном участке используются разработанные учебные устройства — тренажеры устройств электронного голосования.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector