Меню

Арт директор должностные обязанности

Арт-менеджер

Арт-менеджер – профессия, связанная с творчеством, менеджментом, экономикой. Для работы необходимы задатки руководителя, развитый эстетический вкус и коммуникабельность. Арт-менеджером можно стать после окончания вуза и прохождения курсов.

Арт-менеджер – это специалист, несущий ответственность за все организационные моменты, связанные преимущественно со сферой искусств. Арт-менеджером могут стать ребята, которые увлекаются мировой художественной культурой, историей, математикой, обществознанием, иностранными языками. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Арт-менеджер должен обладать глубокими знаниями, связанными с искусством, экономикой, маркетингом, арт-индустрией в целом. Арт-менеджеры являются идейными вдохновителями проектов, отвечая за организацию, коммуникацию, разработку концепции. Сфера профессиональных интересов арт-менеджера охватывает рекламный и издательско-полиграфический бизнес, а также индустрию мероприятий, кино, разных видов искусств и т. д. Он может нести ответственность за организацию и проведение концертов, разрабатывать концепции рекламных кампаний – выполнять огромный круг работ, направленных на привлечение интереса и решение проблемы потенциального потребителя.

Особенности профессии

Арт-менеджер – управленец и организатор, однако выполнение поставленных задач невозможно в случае, если специалист не разбирается в той области, в которой он работает. Он постоянно должен отслеживать тенденции рынка искусств, полиграфии, рекламы и т. д. Тщательная аналитика, необходимость заводить деловые связи, самообучение – вот основные принципы, которыми руководствуется арт-менеджер. Круг его обязанностей зависит от сферы деятельности, рассмотрим основные задачи, которые он решает:

  • общение с заказчиками, а также командой исполнителей;
  • организация арт-мероприятий разного уровня;
  • обеспечение прибыльности и популярности проектов;
  • коммуникация с представителями печатной прессы и онлайн-изданий;
  • составление бюджета и планов, касающихся проведения рекламных кампаний, запуска проектов и других важных вопросов;
  • формирование базы контактных данных людей, которые могут выступать в роли партнеров, инвесторов, потенциальных клиентов;
  • разработка концепций, создание рекламных материалов – от заметок в газетах до POS-материалов;
  • посещение мероприятий, выбор команды специалистов для воплощения в жизнь проекта;
  • оказание помощи в реализации обычных и интеллектуальных продуктов;
  • проведение анализа завершенного мероприятия, формирование отчетов.

Успешная организация включает в себя огромный перечень работ, арт-менеджер контролирует их выполнение, а также занимается решением многих вопросов самостоятельно. Он ведет деятельность в динамичной среде, поэтому должен постоянно получать новые знания и развиваться. Арт-менеджер всегда должен быть в тренде, в противном случае его профессиональная ценность будет не слишком высокой.

Источник



Должностная инструкция арт-директора, должностные обязанности арт-директора, образец должностной инструкции арт-директора

Арт-директор — художественный руководитель творческого проекта. В нашей должностной инструкции арт-директора прописаны обязанности этого специалиста, в которые входят: организация, планирование и координация деятельности предприятия при осуществлении проектов, разработка планов проведения рекламных и арт-мероприятий.

Должностная инструкция арт-директора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.
1.2. Назначение на должность арт-директора и освобождение от нее производится приказом генерального директора компании.
1.3. Арт-директор подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия арт-директора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в системе проведения арт-мероприятий и рекламы не менее 2 лет.
1.6. Арт-директор должен знать:
— правила проведения арт-мероприятий и рекламной кампании для реализации работ проекта;
— систему организации развлечений и влияние их на потребителей;
— перспективы технического, экономического и социального развития системы организации развлечений;
— основы менеджмента и маркетинга, экономики;
— конъюнктуру рынка;
— порядок составления и согласования планов проведения арт-мероприятий и рекламных акций;
— порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
— налоговое законодательство;
— порядок ценообразования;
— трудовое законодательство;
— правила охраны труда в общественном питании;
— правила и нормы техники безопасности, противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;
— основы делопроизводства и документооборота;
— основы менеджмента и маркетинга;
— деловое общение, технику ведения деловых переговоров;
— основы компьютерной грамотности;
— офисную оргтехнику;
— потребительские предпочтения;
— основы рекламной деятельности;
— методы и приемы связей с общественностью;
— технику проведения и методы успешной презентации;
— методы изучения отзывов гостей;
— основы бухгалтерского учета;
— практику добросовестного ведения бизнеса;
— культуру речи, этику и этикет.
1.7. Арт-директор руководствуется в своей деятельности:
— законодательными и нормативными документами, методическими материалами по вопросам развлечений и рекламы;
— постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документами вышестоящих организациями и других органов;
— целями и задачами, распоряжениями и инструкциями, получаемыми от руководства;
— принципами рациональной организации труда;
— уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности арт-директора

Арт-директор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает прибыльность предприятия.
2.2. Несет полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества при подготовке и проведении арт-мероприятий и рекламных акций.
2.3. Владеет принципами организации арт-мероприятий, рекламных акций.
2.4. Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности предприятия при осуществлении проектов, направляет свою деятельность на совершенствование качества и конкурентоспособности оказываемых услуг с учетом потребностей посетителей.
2.5. Получает от руководства техническое задание и согласовывает с ним основные цели и задачи проекта.
2.6. Принимает непосредственное участие в разработке и производстве рекламных средств.
2.7. Разрабатывает планы проведения рекламных и арт-мероприятий, определяет конкретных носителей.
2.8. Определяет количество и оценивать стоимость ресурсов, необходимых для осуществления конкретного проекта.
2.9. Оценивает стоимость и определяет предварительную смету затрат проекта, вносит поправки в смету затрат по ходу его реализации.
2.10. Выбирает команду проекта.
2.11. Производит поиск подрядчиков для реализации проекта, заключает с ними договоры.
2.12. Организовывает сотрудничество с организациями-исполнителями творческих концепций: типографиями, рекламными агентствами, телекомпаниями, печатными изданиями и др.
2.13. Оформляет и получает документы (разрешения), необходимые для исполнения проекта.
2.14. Обеспечивает оформление залов и размещение рекламных материалов согласно условиям реализации проектов.
2.15. Реализовывает готовые проекты.
2.16. Проводит анализ результатов завершенных проектов.
2.17. Ведет историю работ по каждому проекту.
2.18. Ведет внутренний документооборот в соответствии с установленной на предприятии формой отчетности (финансовый отчет, бухгалтерские документы).
2.19. Составляет и своевременно представляет отчетность о работе, обеспечивает достоверность учета и отчетности.
2.20. Отслеживает и доводит до сведения руководства современные тенденции (предприятий данного сегмента) и формирует предложения по дальнейшему развитию предприятия.
2.21. Соблюдает правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования производственной санитарии и правила личной гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.
2.22. Планирует и проводит анализ эффективности использования рабочего времени.
2.23. Обеспечивает высокий уровень эффективности проводимых мероприятии, максимально удовлетворяя запросы потребителей.
2.24. Работает с претензиями и пожеланиями посетителей.
2.25. Обеспечивает конфиденциальность коммерческой деятельности предприятия.
2.26. Арт-директор не дает интервью, не проводит встречи и переговоры, касающиеся деятельности предприятия, без разрешения генерального директора.
2.27. Соблюдает внутрифирменную методику разрешения проблем.
2.28. Доброжелательно относится к посетителям, разрешает конфликтные ситуации.
2.29. Рационально организовывает текущий рабочий день.
2.30. Поддерживает свой общекультурный уровень.
2.31. Работает в команде.
2.32. Точно и четко выполняет работу, непрерывно повышает компетентность.
2.33. Быстро и правильно реагирует на изменение ситуации, готов к переменам, владеет программным обеспечением. Использует офисную оргтехнику, умеет работать с электронной почтой и Интернетом.
2.34. Проявляет инициативу и принимает решения в рамках компетентности.
2.35. Владеет методами психологического контроля ситуации.
2.36. Планирует профессиональную карьеру.

3. Права арт-директора

Арт-директор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений и специалистов информацию, материалы и документы, необходимые для исполнения свои функций.
3.2. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся деятельности предприятия.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению возложенных на него задач.
3.5. Вносить предложения администрации по улучшению работы предприятия, увеличению прибыльности и улучшению качества предоставляемых услуг в рамках своих должностных обязанностей.
3.6. Сообщать руководству обо всех выявленных в процессе исполнения своих обязанностей недостатков в производственной деятельности предприятия или структурных подразделений и вносить предложения по их устранению.
3.7. Арт-директор имеет право на зачисление выполненных проектов в личное портфолио как авторских разработок.

Читайте также:  Как повесить телевизор на стену пошаговый инструктаж по монтажу советы по размещению техники

4. Ответственность арт-директора

Арт-директор несет ответственность за:

4.1. Результаты производственной деятельности в рамках проведения арт-мероприятий и рекламных акций.
4.2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.
4.3.Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.4. Причинение ущерба производству — в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.5. Последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб.
4.6. Использование вверенного ему имущество и средств в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам собственников, — в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством РФ.
4.7. Недостоверную информацию при выполнении производственных заданий, нарушение сроков их исполнения.
4.8. Невыполнение приказов, распоряжений генерального директора.
4.9. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.10. Разглашение коммерческой тайны.
4.11. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
4.12. Арт-директор несет персональную ответственность за качество реализации творческой идеи, ее этическую, смысловую нагрузку, за влияние на потребителя творческой стороны рекламы.

Источник

Арт-директор: должностные обязанности

Арт-дизайнер кто это? арт директор обязанности

Краткое описание

Арт-менеджер должен обладать глубокими знаниями, связанными с искусством, экономикой, маркетингом, арт-индустрией в целом. Арт-менеджеры являются идейными вдохновителями проектов, отвечая за организацию, коммуникацию, разработку концепции. Сфера профессиональных интересов арт-менеджера охватывает рекламный и издательско-полиграфический бизнес, а также индустрию мероприятий, кино, разных видов искусств и т. д. Он может нести ответственность за организацию и проведение концертов, разрабатывать концепции рекламных кампаний – выполнять огромный круг работ, направленных на привлечение интереса и решение проблемы потенциального потребителя.

Где учиться

Ни один вуз страны не готовит арт-директоров, для этого нужен практический опыт. Однако можно получить высшее образование по специальностям «менеджмент» или «реклама и связи с общественностью», чтобы в будущем занять руководящий пост. Выбрать можно, например, среди таких учебных учреждений:

  • Российский государственный университет правосудия;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики;
  • Институт бизнеса и дизайна;
  • Тувинский государственный университет;
  • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева и др.

Для старта карьеры не особенно важно, ограничитесь вы диплом бакалавра или пойдете дальше в магистратуру. В этой сфере оценивают, прежде всего, портфолио готовых проектов, а уже после этого смотрят, какое образование у соискателя. Чтобы поступить на специальности, которые помогут построить карьеру, нужно сдать ЕГЭ по профильной математике (для менеджмента, а для рекламы достаточно базовой), русский язык, обществознание. Но в будущем занять руководящие должности у магистров больше шансов.

Особенности профессии

Арт-менеджер – управленец и организатор, однако выполнение поставленных задач невозможно в случае, если специалист не разбирается в той области, в которой он работает. Он постоянно должен отслеживать тенденции рынка искусств, полиграфии, рекламы и т. д. Тщательная аналитика, необходимость заводить деловые связи, самообучение – вот основные принципы, которыми руководствуется арт-менеджер. Круг его обязанностей зависит от сферы деятельности, рассмотрим основные задачи, которые он решает:

  • общение с заказчиками, а также командой исполнителей;
  • организация арт-мероприятий разного уровня;
  • обеспечение прибыльности и популярности проектов;
  • коммуникация с представителями печатной прессы и онлайн-изданий;
  • составление бюджета и планов, касающихся проведения рекламных кампаний, запуска проектов и других важных вопросов;
  • формирование базы контактных данных людей, которые могут выступать в роли партнеров, инвесторов, потенциальных клиентов;
  • разработка концепций, создание рекламных материалов – от заметок в газетах до POS-материалов;
  • посещение мероприятий, выбор команды специалистов для воплощения в жизнь проекта;
  • оказание помощи в реализации обычных и интеллектуальных продуктов;
  • проведение анализа завершенного мероприятия, формирование отчетов.

Успешная организация включает в себя огромный перечень работ, арт-менеджер контролирует их выполнение, а также занимается решением многих вопросов самостоятельно. Он ведет деятельность в динамичной среде, поэтому должен постоянно получать новые знания и развиваться. Арт-менеджер всегда должен быть в тренде, в противном случае его профессиональная ценность будет не слишком высокой.

Что должен знать арт-директор?

  1. Обязанности и основные правила организации, проведения специальных мероприятий или рекламных кампаний, которые необходимы для реализации продвигаемых изделий или услуг.
  2. Особенности системы развлечений и влияние, оказываемое каждым аспектом на потребителей.
  3. Перспективы организации определенных развлечений в экономическом и финансовых аспектах, а также в плане социального развития.
  4. Основные понятия в менеджменте, экономике, а также многие положения успешного маркетинга.
  5. Конъюнктуру рынка.
  6. Основные правила, которые касаются порядка и особенностей составления плана мероприятий, а также особенности составления концепции и проведения рекламных акций.
  7. Умение вовремя и по всем правилам заключать договоры, которые касаются хозяйственной части конкретного предприятия или организации.
  8. Основные положения налогового законодательства, касающиеся организации, в которой осуществляется трудовая деятельность, а также популярные в выбранной нише.

востребованные профессии

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия позволяет вести деятельность в разных сегментах, поэтому арт-менеджеры мало подвержены профессиональному выгоранию.
  2. Профессия достаточно престижная, интересная, высокооплачиваемая.
  3. Работа арт-менеджера напрямую связана с постоянным общением, движением и развитием.
  4. Востребованность на кадровом рынке.
  5. Профессию могу освоить люди, которые так или иначе связаны с искусствоведением, галерейным или полиграфическим бизнесом, рекламой, культурологией и другими смежными областями.

Арт-менеджмент — это деятельность, направленная на регулирование процессов в сфере арт-индустрии и влияние на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества.

Из этого определения видны основные функции арт-менеджера. Менеджмент скорее искусство, чем наука. Управлять — значит работать с людьми и через других людей, решая задачи организации и ее членов.

Основная задача арт-менеджера — это умение достигать поставленных целей. В мелких арт-фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных — арт-менеджер (организатор, управляющий, руководитель).

С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный арт-менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что арт-менеджер порой является важнейшим человеком в арт-фирме,

Специализации арт-менеджмента:

— антрепренер, т.е. владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия;

— агент — специалист, осуществляющий поиск работы для артиста;

— менеджер предприниматель в профессиональном искусстве, занимающийся организацией концертной деятельности исполнителей;

— бизнес-менеджер — специалист, выполняющий функции финансового директора, бухгалтера;

— промоутер (импресарио) – специалист по продвижению арт-продуктов;

— продакшн-менеджер — специалист коммерческой фирмы в сфере шоу-бизнеса;

— заведующий постановочной частью;

— отвечающий за музыкальную и техническую аппаратуру и оборудование;

1) специалист сферы арт-индустрии, основными функциями которого является работа с проектами, поиск и создание новых коллективов и исполнителей, подготовка оригинальных программ; доверенное лицо какой либо частной или государственной структуры, осуществляющее художественное и организационное руководство концертным предприятием и осуществляющее финансовый контроль;

2) специалист по созданию и реализации творческих коммерческих проектов в сфере культуры и шоу-бизнеса.

Это может быть продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций;

— специалисты кино- и фото студий;

— студий аудио- и видеозаписи;

— ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

К аспектам деятельности арт-менеджера относятся:

— художественный аспект: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «легендой» группы, артиста и т.п;

— организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

— маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

— финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

— нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор — исполнитель — менеджер и т.п.

Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера:

1) интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;

2) информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации;

Читайте также:  Особенности монтажа определяемся с системой разводки

3) коммуникативная компетентность: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу;

4) организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности;

5) социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, умение разрешать кризисные ситуации, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализ и подведение итогов деловой встречи;

6) юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

7) экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

Основные функции арт-менеджера:

I. Общественные функции:

  • организационная:

— постановка целевых задач и планирование, формирование коллектива, подбор людей для управления подразделениями и выполнения заданий и их мотивация;

— делегирование задач и ответственности за их выполнение, доведение до сведения сотрудников арт-фирмы стратегической и оперативной информации;

— стимулирование и обмен идеями;

  • функция планирования — необходима для достижения поставленных целей, разработка тактики и политики арт-фирмы;
  • мотивация (побуждение человека к деятельности) и контроль.

II.Cпециальные (связаны с осуществлением миссии арт-фирмы) и частные функции:

  • исследовательская:

— разработка новых идей и арт-проектов, инновация — путь к успеху;

— изучение традиций искусствоведения и культурологические исследования;

— маркетинговые исследования — выявление художественных предпочтений.

Успешный арт-менеджер должен уметь почувствовать именно тех специалистов и направления в сфере искусства, которые будут востребованы в последующие годы. У него должно быть перспективное видение развития арт-фирмы.

III. Дополнительные функции:

  • образовательная — самостоятельное и коллективное ознакомление с традициями искусства и современными течениями в сфере искусства и арт-бизнеса.
  • экспертная — оценка основных художественных течений в арт-индустрии.

К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:

— состязательность — конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг;

— ориентация на спрос — родукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос – предложение;

— свободное предпринимательство — организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ;

— материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;

— личная ответственность за результаты труда – в случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.

Для арт-менеджера большое значение имеют личностные качества:

— способность и умение оценивать ситуацию с разных сторон;

— возможность творчески и новаторски подойти к решению возникших проблем;

— коммуникативная компетентность (коммуникабельность);

— ориентация на достижение результата;

— ответственность, стрессоустойчивость, аккуратность, внимательность, умение работать в команде и т.д.

Важные личные качества

Арт-менеджер знает все об искусстве, однако для него нехарактерны такие черты, как чрезмерная эмоциональная чувствительность, перепады настроения и творческие кризисы. Он сочетает в себе лучшие качества управленца, менеджера и маркетолога, поэтому является очень собранным и целеустремленным человеком, умеющим быстро завоевывать уважение. Обладает определенной долей амбициозности, развитыми коммуникативными навыками, настойчивостью, быстрой реакцией, умением работать на перспективу.

Заработная плата

Арт-менеджеры претендуют на высокий оклад, размер которого зависит от:

  • региона ведения деятельности;
  • типа продукта;
  • темпов профессионального развития;
  • наличия/отсутствия собственной контактной базы;
  • работодателя;
  • опыта, уровня подготовки;
  • количества успешных проектов.

Конечно, арт-менеджер, трудящийся в популярном московском агентстве, получает более солидные гонорары, чем специалист, работающий в небольшой рекламной компании на периферии.

Актуальность и современность профессии

В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.

Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.

Популярность данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в штат такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.

Источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА

ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА

Результаты внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказываются далеко не однозначными. Они показывают, что поиск возможности самовыражения, нахождения внебюджетных источников финансирования в нынешних условиях является чрезвычайно сложным и требует высокого уровня профессионализма и организационных навыков специалистов в сфере культуры и искусства.

Л.С. Жаркова в книге «Организация деятельности учреждений культуры» выделила принципиальную особенность специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступают не как самоцель, а как существенное средство реализации «ведущей метафункции социальнокультурной деятельности» — приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемерное развитие его творческого потенциала 1 .

Как специалист широкого профиля арт-менеджер призван:

  • • выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения;
  • • разрабатывать целевые культурные программы и социальные арт-проекты;
  • • стимулировать инновационные движения в сфере культуры;
  • • управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности;
  • • внедрять эффективные методики культурного и творческого развития потенциальных потребителей.

Следует подчеркнуть, что арт-менеджер является представителем особой интеллектуальной профессии. Не случайно его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта сравнивают с созданием мозаичного рисунка, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возможных, потенциальных действий.

Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждения культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2010. С. 19.

Функции деятельности арт-менеджера, с позиции современных деятелей социально-культурной деятельности, определяются следующим образом:

  • 1) арт-менеджер — это человек, который участвует в соединении нескольких элементов разной профессиональной деятельности;
  • 2) с точки зрения экономистов, арт-менеджер — это человек, помогающий соединить трудовой ресурс и капитал с целью получения конечного продукта;
  • 3) с точки зрения социолога, арт-менеджер оказывает влияние на организационное поведение в данной внутренней или внешней среде, сводит вместе идею проекта, место организации и аудиторию;
  • 4) арт-менеджер — это человек, который принимает решения, в противоположность тому, кто только дает советы;
  • 5) идеальный арт-менеджер — это тот, кто воплощает идею в жизнь и заставляет ее работать;
  • 6) арт-менеджер — это человек, который способен направить свои усилия, симпатии и антипатии в подчинение художественным целям проекта;
  • 7) современный арт-менеджер «должен быть человеком чувствительным и эрудированным, имеющим вкус, чьи склонности и образование позволяют ему искать, распознавать и развивать художественную оригинальность, в какой бы форме она ни появилась» [1] .

Г.Н. Новикова наиболее полно перечислила функции деятельности арт-менеджера, выделив следующие группы:

  • 1) проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественнотворческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения);
  • 2) художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);
  • 3) организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, необходимыми государственными организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.);
  • 4) маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);
  • 5) связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей со средствами массовой информации, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы — афиш, листовок и т.п.);
  • 6) коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчандайзинг и т.п.);
  • 7) юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже) [2] .
Читайте также:  Инструкция к электросамокату Kugoo S3 Pro

Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

  • • планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идей творческих проектов и самих проектов;
  • • осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;
  • • организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;
  • • производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;
  • • координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа

«звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественностью и т.п.);

  • • осуществляет контроль за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;
  • • осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;
  • • осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);
  • • стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения — премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей — на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т.п.);
  • • осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффективным управляющим. Определяя лидерство, П. Друкер отмечает способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов. И вместе с тем «лидер должен относиться к своему лидерству как к ответственной миссии, а не как к званию, дарующему ему определенные привилегии» 1 .

Эффективный лидер безоговорочно принимает на себя ответственность за все, происходящее в его организации, он не боится окружать себя талантливыми сотрудниками и подчиненными. Деспотичные правители, наоборот, бегут от конкуренции и поэтому периодически проводят «чистки рядов». Эффективному лидеру требуются эффективные помощники: он поощряет их, «проталкивает» их, по-настоящему гордится ими.

Эффективный лидер должен заслужить доверие у подчиненных. Чтобы доверять лидеру, вовсе не обязательно любить его или безоговорочно соглашаться с ним. Доверие к лидеру — это убежденность в том, что он действует на основании своих убеждений, это вера в честность и порядочность. «Действия лидера и декларируемые им убеждения должны совпадать или, по крайней мере, не противоречить одно другому. Эффективное лидерство основано в первую очередь на последовательности и принципиальности» [3] .

По мнению специалистов, характер личности — фундамент эффективного лидерства. В конечном счете, способность генерировать доверие среди своих работников, потребителей и даже конкурентов является бесценным активом. Шесть признаков в совокупности формируют прогрессивный характер лидера:

  • • надежность. Все, что говорит и делает лидер, должно вызывать доверие. Это дает основание требовать от других честных действий, соответствия между заявленными ценностями и поведением;
  • • уважение. Лидер, подавая пример собственным поведением, добивается от других уважительного отношения ко всем людям, искоренения любых форм дискриминации по полу, возрасту, этническому происхождению и т.д.;
  • • ответственность. Лидер несет ответственность не только за собственные решения, но и за решения своих подчиненных. Это общая ответственность прежде всего перед людьми, которые выступают потребителями продукции, ответственность за последствия решений перед обществом в целом;
  • • справедливость. Современный лидер должен быть эталоном справедливости во всех своих делах, решениях и отношениях с людьми. Справедливость в отношениях со всеми партнерами — верная гарантия устойчивого делового доверия и уважения;
  • • внимательность. Современный лидер понимает, что оскорбительный стиль в обращении с людьми, хлесткие удары по человеческому сознанию, чести и самолюбию не несут ничего, кроме нравственного урона и экономических потерь. Поэтому современный лидер доложен быть вежливым и внимательным, великодушным и отзывчивым в общении с людьми;
  • • гражданственность. Современный лидер — цивилизованный лидер. Он принимает активное участие в решении проблем своего общества и стремиться сделать свою компанию хорошим «корпоративным гражданином».

Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопределяющие успех его деятельности:

  • 1) роли по принятию решений, направленных на определение направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности;
  • 2) информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок;
  • 3) межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению деловых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.

Следует учитывать, что группы функций арт-менеджера подразделяются на основные и специфические.

Основные общие функции менеджмента связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем и др.).

Специфические функции объединяет эстетическая функция. Здесь доминируют: побуждение к самореализации в художественно-творческой деятельности, выдвижение новых целей с последующей реализацией арт-проектов.

При этом, как было отмечено ранее, основные специфические функции арт-менеджмента основаны на понимании непосредственно функций искусства (познавательной, коммуникативной, воспитательной и др.), т.е. роли, которую выполняет искусство в жизни человека и общества.

Успешное совмещение творческих и управленческих функций в одном лице — это основная базовая характеристика профессиональной компетентности арт-менеджера.

  • • оценивать сильные и слабые стороны своей организации (в таких областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования, разработка творческих проектов и др.);
  • • анализировать возможности и угрозы окружающей среды (конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т.е. все, что может помочь или помешать организации в достижении поставленных целей);
  • • планировать производство творческого продукта; управлять ходом проектов; тщательно обдумывать, что именно поможет процессу быстрее продвигаться;
  • • демонстрировать невидимые невооруженным взглядом качества, такие как уверенность в себе и способность доверять членам команды;
  • • стимулировать успешную совместную деятельность; направить свои усилия, симпатии и антипатии в подчинение художественным целям проекта.

Основные вопросы, которые должен прояснить руководитель: сколько мероприятий следует провести в течение определенного периода (сезона); к какому уровню дохода надо стремиться с учетом характера художественного замысла проектов и условий рынка; каким должен быть состав предполагаемой аудитории; соответствует ли арт-проект культурным запросам потенциальных потребителей и др.

Важное значение в деятельности арт-менеджера приобретает не только художественная, но прежде всего социальная направленность разрабатываемых культурных мероприятий.

Арт-проект определяется как новый вид творческого продукта, который предполагает воплощение художественных идей и реализацию творческих замыслов, соответствующих новым прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам потенциальных потребителей [4] .

Основные критерии оценки арт-проекта:

  • 1) яркость и оригинальность (идея, тематика, форма организации);
  • 2) концепция (актуальность проблемы, грамотно сформулированные цели, основные задачи);
  • 3) художественное содержание;
  • 4) способность проекта оказать существенное влияние на качество общекультурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);
  • 5) отчетливое понимание конечного культурного и социально-экономического продукта;
  • 6) эффективное использование организационных механизмов;
  • 7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности, в том числе из сферы государственного управления, среднего и малого бизнеса;
  • 8) реалистичность бюджета;
  • 9) эффективность информационной и маркетинговой кампании;
  • 10) своеобразие рекламы, неповторимость (оригинальность) художественного оформления.

Представляя проект, следует учитывать, насколько актуально решение тех социальных проблем, которые вы выделяете. Каждый проект несет определенную смысловую нагрузку на участника (зрителя, слушателя), оставляя ему право сделать соответствующие выводы.

Социальные проблемы — это признаки неправильного функционирования общества, его «болезнь». «Вся история развития бизнеса свидетельствует о том, что социальные перемены и социальные инновации важны никак не меньше, чем технологические перемены и технологические новшества» [5] .

Самые широкие возможности для преобразования социальных проблем не должны зависеть только от новых технологий, новых продуктов и новых услуг. Они могут быть связаны с решением той или иной социальной проблемы (т.е. с инновацией), которое затем прямо или косвенно создает коммерческую выгоду для соответствующей компании или отрасли в целом, служит ее усилению.

При этом заметим, что художественный эффект проекта — это показатель индивидуального творческого (инновационного, креативного) характера практической деятельности арт-менеджера на уровне искусства как высокой степени умения и мастерства.

Источник